Николай Лимов В начале нынешнего года Совет глав государств СНГ принял решение объявить 2008 год на территории Содружества Годом литературы и чтения. Но прошло уже семь месяцев, а каких¬либо крупных общественных мероприятий, посвященных этому событию, замечено не было. Однозначно утверждать не берусь, может, что¬либо и происходило, но это прошло мимо меня и тех, для кого предназначалось… Впрочем, сегодня книжный рынок стран СНГ живет по своим законам – рыночным. И на эту жизнь вряд ли могут повлиять решения властных ведомств, если, конечно, они не имеют экономической подоплеки. Но таких резолюций в последнее время не принималось, налоги для издательств не снижались, преференции игрокам этого рынка не выдавались. А декларативная поддержка, как известно, не способна увеличить численность такого подвида человечества, как «хомо сапиенс читающий». В проблемах книжного рынка Казахстана и его перспективах мы сегодня и попытаемся разобраться.
Было время, когда граждане бывшего Советского Союза считались самыми читающими людьми в мире. Возможно, так и было. Ведь даже в период тотального дефицита талоны на получение книг пользовались огромной популярностью. Люди тоннами сдавали макулатуру, чтобы получить их, доставали из-под полы у спекулянтов за бешеные деньги, меняли их на свои талоны на сахар и другие продукты. Чтение было показателем образованности, а обладание книжными новинками считалось не только критерием интеллигентности, но и символом состоятельности. Однако прошло некоторое время, и интерес к чтению начал резко падать. Специалисты считают, что отчасти это связано с развитием масс-медиа, в частности увеличением числа телеканалов и внедрением в повседневную жизнь Интернета. Свою роль сыграло и то, что за последние 15 лет сформировалось целое поколение, которому их родители и учителя не сумели привить интереса к серьезной художественной литературе… О качестве и количестве Сейчас рынок книжной продукции Казахстана практически всецело зависит от поставок извне. Отечественное книгоиздание развито слабо и не может конкурировать с российским. Именно оттуда и завозится от 65 до 90 процентов (в зависимости от направленности) книжной продукции. Так, если говорить о художественной литературе, то доля российских издательств в этом сегменте составляет 90%. Казахстанское книгоиздательство развито лишь в плане выпуска учебной литературы – 35% всей продукции выпущено у нас. В Казахстане зарегистрировано более 150 издательств, но при этом число конкурентоспособных не превышает 50. Остальные живут от заказа к заказу и выпускают по одной¬две книжки ежегодно. По данным Национальной книжной палаты, в Казахстане каждый год издается порядка 3,5 тысячи наименований книг общим тиражом в полтора¬два миллиона томов. В подавляющей массе это литература, касающаяся науки и образования: учебники, пособия, исследования, монографии. С каждым годом доля такой продукции увеличивается, вытесняя с рынка главного конкурента, но при этом порой забывается качественная составляющая. Наверняка каждый из нас сможет вспомнить казусы, допущенные издателем того или иного учебника, причем доходящие до абсурда. Несмотря на то, что ассортимент книжного рынка формируется в основном за счет российской книжной продукции, специалисты отмечают, что рынок этот имеет тенденцию к росту. Думаю, не следует в очередной раз говорить, за счет кого. На казахстанском рынке присутствует около 40 российских издательств – дистрибьюторов книжной продукции. Сегодня объем казахстанского рынка составляет порядка 100 миллионов долларов в год, ежегодно продается до 50 миллионов экземпляров книг. Для сравнения: емкость российского рынка в 2007 году составила 2 миллиарда долларов. По данным исследовательской компании «Комкон¬2», только 33% казахстанцев любят читать и постоянно тратят свои деньги на приобретение новых книг. Но, несмотря на то, что казахстанцы далеко не самая читающая нация мира и даже Содружества, рынок книготорговли в республике сегодня переживает расцвет. В последнее время все чаще можно увидеть, что открываются новые книжные магазины. Правда, развитие рынка в основном идет за счет двух городов – Алматы и Астаны. Только на долю южной столицы приходится чуть менее 40 процентов всей книготорговли, в денежном выражении это порядка 50-60 миллионов долларов в год. Здесь расположены самые крупные отечественные издательства, да и по количеству книжных магазинов городу нет равных не только в республике, но и, пожалуй, во всей Центральной Азии. И даже отсутствие льгот на ввоз книг, двойное налогообложение НДС с российской и казахстанской стороны и таможенное оформление каждого наименования издания не останавливает развитие этого сегмента экономики. Ввозить книги выгодно по-любому, поскольку эти траты ложатся в конечном счете на плечи потребителя. Итак, остается признать – рынок книготорговли уверенно развивается. Но давайте еще раз вспомним о таком критерии, как качество. Нет, не визуальном, внешнем – с этим как раз все в порядке. Я о другом. Сейчас, как свидетельствует статистика, из всей завезенной художественной литературы около 60% принадлежит детективам и женским романам, 17% – фантастике. Доля гуманитарной книги ничтожно мала. Ее заменяет модный глянец. Коммерчески востребованная книга вытесняет с прилавков классику, художественную прозу и лирику. Другой проблемой является отсутствие профессиональной критики. Качественные книжные рецензии в СМИ практически умерли как жанр. Читатель ориентируется в своем выборе или на мнение знакомых, или на краткую аннотацию содержания на обложке издания. В итоге получается, что с ростом количественных показателей культура чтения гуманитарной литературы снижается. Фишки бывают разными Чтобы привлечь клиента, многочисленные книжные магазины стараются найти свою фишку и следовать ей. Некоторые, скажем, делают упор на богатый ассортимент изданий, причем иногда в пределах очень маленькой площади. Другие предлагают сравнительно низкие цены, третьи берут качеством обслуживания и компетентностью продавцов, которые за считанные минуты найдут покупателю нужную книгу. Ну а самые продвинутые стараются, чтобы все эти качества присутствовали в равных долях. Еще несколько лет назад для книгоманов южной столицы бесспорными лидерами алматинской книготорговли по всем показателям считались магазины «Академкнига» и «Гулянда». Сегодня отдать предпочтение какой¬либо торговой точке сложнее – настолько богат и разнообразен выбор. За последние два года в городе появились новые крупные магазины, которые сразу же привлекли внимание и стали успешно конкурировать со старейшими игроками рынка. Так, в ноябре 2006 года был открыт магазин «Книгомания», руководство которого заявило о приходе на рынок Казахстана новой сети магазинов клубного типа. Здесь в пределах торговой зоны можно не только попить кофе, что само по себе уже удивляет неискушенного таким сервисом алматинского читателя, но и зайти в Интернет и даже в уютной обстановке почитать взятую с полки книгу, чтобы окончательно определиться, стоит ли ее покупать. Магазин работает до 11 часов вечера. В этом плане ему точно нет равных. В октябре 2007 года открылся Bookmark, который назвал приобщение людей к чтению и повышение уровня образованности среди молодежи своей главной задачей. Здесь проводятся литературные вечера, презентации новых книг и даже выставки художников. Свою сеть книжных магазинов принялась развивать и компания «Меломан», ранее занимающаяся только аудио¬ и видеопродукцией. Некоторые считают эту сеть слишком гламурной и помпезной, но тем не менее посещают ее, чтобы быть в курсе самых последних новинок книжного мира. Еще одна фишка сети в том, что на входе посетителя встречает стенд с темой сезона. В период проведения чемпионата Европы по футболу там были книги об этом виде спорта и футболистах. Открывшийся в декабре прошлого года магазин «Книжный город» позиционирует себя как самый большой в Центральной Азии. Торговая площадь его превышает тысячу квадратов, а в ассортименте порядка 50 тысяч наименований книг. Здесь самое детальное деление отделов, бродить по которым можно часами. Можно даже поискать нужную книгу при помощи компьютера. Также в магазине можно купить эксклюзивные подарочные издания, исполненные на дорогой бумаге в роскошных переплетах. В общем, здесь на каждый товар найдется свой покупатель. Магазин работает тоже допоздна. В планах компании создание сети магазинов по всему Казахстану. Пока наиболее разветвленной сетью магазинов по республике обладает «ЭкономикС». Компания имеет несколько магазинов в Алматы, магазины в Актобе, Астане, Уральске, Кызылорде, представительство в Москве. Надолго ли это лидерство, покажет время. Но, судя по тому, как начинают свою работу новые игроки рынка книготорговли, это место может занять кто¬нибудь другой – планы у компаний-новичков поистине наполеоновские. Появление новых игроков подвигло старых участников рынка иначе посмотреть на свое дальнейшее развитие. Так, «Гулянда» открыла новый магазин площадью 700 квадратов, расширением своей сети занялся и «ЭкономикС». Конкуренция на рынке заставляет книжные магазины увеличивать ассортимент и снижать цену, что, несомненно, на руку простому потребителю. Развиваются и побочные сервисы, такие, как доставка книг на заказ из России, продажа литературы через сеть Интернет, реализация продукции по подарочным сертификатам, развитие карточной дисконтной системы. Но удастся ли таким образом возродить интерес к книге и привить его молодежи, пока никто с большой долей вероятности сказать не сможет. Как бы нам того ни хотелось. 01 авг 2008 http://www.izvestia.kz/news.php?date=01-08-08&number=19 |