НИКОЛАЙ ЗАЙЦЕВ МУЖСКОЙ ПОСТУПОК
Колька жил на белом свете уже десятый год, но про себя ещё ничего не знал. Нет, он заканчивал третий класс, умел читать и писать, жил в доме с отцом и мамой, ещё была бабушка и старшие сёстры, которые называли его «толстиком», наверное, потому, что он был крупным мальчиком, папа его звал - Колян, а мама и бабушка - Коляша. В школе и дома про него что-то знали, иногда шептались, поглядывая на него, но сам он про себя ничего не знал и потому молчал, когда его спрашивали о каких-то делах, не относящихся к учёбе и дому. Он очень любил читать книги и рисовать, но не знал, зачем это делал, просто нравилось. В своём классе девчонки звали его «жирный» и дружили с шустрыми и стройными пацанами, а когда играли в футбол, Кольку неизменно ставили охранять ворота и он научился это делать и не мечтал о забитых в ворота противника мячах, а старался спасти от гола свои. Он уже играл за младшую школьную команду, но опять же не понимал - почему берут играть именно его, но сражался самоотверженно, бросался на мяч и даже часто отражал пенальти, но не считал себя великим спортсменом, а только частью команды. Потому, что Колька присутствовал в мире вместе со всеми и не знал о себе почти ничего.
Но, однажды, осенью, когда Колька пришёл учиться уже в четвёртый класс, с ним произошёл случай непредвиденный и никак не объяснимый. Он вышел на большую перемену в школьный двор, отдельный для учащихся младших классов и присел на скамейку, беседую со своим единственным школьным другом - Мишкой. Вдруг, через забор, на автономную детскую территорию, перелез мальчишка-старшеклассник - худосочный, неряшливо одетый, но наглый и начал толкать малышей, тычками и пинками утверждая своё превосходство в силе и возрасте. Девчонки, что весело играли на дорожке в классики его не заметили, но он пошёл именно по этому пути - толкнул одну девочку, ударил другую. По всей площадке уже слышался девичий визг и плач и тогда, неизвестно почему, Колька поднялся, подошёл к хулигану сзади, обхватил его худое тело, поднял и понёс к забору. Старшеклассник что-то орал, пытался вырваться, но хватка мстителя не ослабевала, он поднёс драчуна к месту, откуда тот появился и со всего маха влепил его лицом в крепкий опорный столб дощатого забора. Тот взвыл, упал на колени, вскочил и, обернувшись к удивлённым малолеткам окровавленным лицом, что-то прокричал - типа - я вам ещё покажу, полез на забор, сорвался, но получив ускорение от Кольки мощным футбольным пинком под зад, быстро вскарабкался на верх забора и исчез за ним. Все, видевшие этот смелый Колькин поступок, будто онемели и только друг Мишка, хлопнув его по плечу, сказал: «Ну, ты даёшь, Колян! Он же никому не даёт проходу, а ты ему всю морду расквасил. Молоток!».
Но Колькин подвиг на этом не закончился, а имел для героя печальные последствия. После уроков его вызвали в учительскую, потому, что драчун пошёл зализывать раны в медпункт и там пожаловался на Кольку, как на агрессора и ему поверили, хотя он учился в седьмом классе и хорошим поведением не отличался. Директор школы долго не разбирался (сработал эффект первенства жалобы), влепил нашему герою двойку по поведению в дневник, с вызовом родителей в школу. Дома состоялся неприятный разговор с родителями, но Колька отмолчался и этим только усугубил незаслуженную вину, хотя раньше не был замечен ни в плохой успеваемости и не слыл забиякой. Так Колька оказался героем в глазах одноклассников, которых защитил, обезвредив хулигана, а у руководства школы узнать, где начинается и кончается планета и своих родителей - нарушителем дисциплины. Ему сочувствовали в классе, девчонки стали звать его по имени, а пацаны старались с ним дружить.
Но вскоре вся несуразица оценки, в отношении его поступка прояснилась - некоторые учителя видели его действия и, сочтя их благородными, сообщили об этом директору, а девчонки, ходившие лечить свои синяки и ссадины, полученные от драчуна, в медпункт, рассказали о сути этого дела без прикрас. Последовал новый вызов к директору и когда Колька туда явился, там уже находился его отец. Учителя поглядывали на Кольку с интересом, благородные поступки, описанные во множестве своей действительности в классической литературе, становились редки в нынешней жизни и вызывали в обществе, если не восторг, то общее сочувствие. Колька ничего хорошего от нового вызова на педсовет не ожидал - просто пришёл и всё. Директор долго говорил об ошибке, произошедшей от неведения об виноватых в этом недавнем школьном событии, но теперь всё прояснилось, сказал он и попросил у Кольки прощения за своё скоропалительное решение. Двойка в дневнике была зачёркнута лично директором, с подписью и припиской, что оценка действиям ученика была дана неверно. На прощание директор пожал Кольке руку и назвал действия по защите одноклассников - настоящим мужским поступком. Потом все поблагодарили отца за верное воспитание сына, и они отправились домой. По дороге заглянули в книжный магазин, и отец купил ему книгу - «Повесть о настоящем человеке», а ещё краски и кисточки для рисования, о которых Колька давно мечтал.
Дома отец рассказал о Колькином подвиге, несколько раз назвал сына мужчиной, чем вызвал интерес в глазах сестёр, которые позже кинулись расспрашивать, как и что происходило на школьном дворе, но Колька уже увлёкся чтением о подвиге Алексея Маресьева и мелкий свой поступок не считал геройством в сравнении с подвигом военного лётчика. Но одно важное значение прошлого события он уяснил навсегда, что он - Колька является мужчиной и это звание, а тем более знание этого земного назначения, даёт ему право совершать только благородные поступки.
25.11.2020. Талгар
С ДРУГОЙ СТОРОНЫ ОКНА
Наверное, можно смотреть в окно дома, проходя по улице, или из сада, но за окном всё интереснее - там протекает жизнь. Ходят люди, растут деревья, летают птицы. Там ещё что-то есть живое и красивое, как мечта, которая тоже устремляется за окно, улетает за горизонт, но никогда не возвращается исполненной кем-то, способным это сделать. Вот синичка, которую он кормит крошками хлеба, тоже улетает куда-то, но возвращается к его окну и стучит клювиком в стекло, требуя еды или просто внимания. Она такая маленькая, но умеет летать и прыгать на своих крохотных ножках - прыг-скок, прыг-скок. Он тоже ещё маленький, но не умеет стоять на ногах, а только сидеть в коляске и передвигаться в ней по комнате. Комната - это целая планета, где он живёт, другие места обитания ему неизвестны и пока незнакомы. Когда мама уходит на работу, он остаётся на планете один и тогда все пути на ней ведут к окну, а там другой, инопланетный мир - красивый, но недоступный от невозможности ступать по нему. С каждым новым днём заооконный мир ширится и растёт, а планета обитания скукоживает- ся, как проткнутый иголкой воздушный шарик и всё меньше интересных мест остаётся в комнате и всё больше неизведанного таится для взгляда в окне. Когда-нибудь он заглянет в свою комнату с другой стороны окна и обнаружит здесь что-то незамеченное им ранее, может быть, возвратившуюся домой мечту, ведь это его мечта и она должна вернуться исполненной, а если нет, то зачем мечтать? Не может того быть, чтобы мечталось просто так, и мама об этом говорит и тоже мечтает о своём счастливом времени, в котором будет и он - её сын. Какая же это, наверное, радость увидеть маму счастливой.
А люди, что ходят за окном, они тоже, наверное, выходят из дому за мечтой – светлой и красивой. Но если он не может ходить и идти за мечтой ему не по силам, значит, надобно подождать её исполнения здесь, у окна, что-бы мечта, увидев его, не ушла в другие края, в которых он никогда не бывал. Он бывает там, в тех краях, но только читая книжки и просматривая телевизионные передачи о далёких странах и их обитателях. Сколько же в мире интересного, так и хочется обойти его весь и узнать, где начинается и кончается планета Земля, а, может быть, она нигде и никогда не заканчивается, ведь она круглая, а по кругу можно ходить тысячу лет и никуда не придти. Ох, как же это замечательно бродить по бескрайнему белому свету. Белый свет у него начинается за окном, а в дни, когда мама не ходит на работу, он выходит путешествовать через дверь и сразу попадает в чудесный край света и звуков. За окном мир тоже прекрасен, но когда выходишь в него, он окружает тебя со всех сторон и ты утопаешь в его необычайных красках. Можно потрогать воздух, синеву неба и сказочную зелень травы и деревьев. Всё вокруг живое и улыбается ему, ему…, а он отвечает радостью своих глаз, рук, врастает в жизнь всем маленьким телом и, кажется, бежит, бежит вдаль, прямо к вершинам высоких синих гор.
Когда-то давно его ножки умели ходить, но потом что-то случилось, и они перестали слушаться. Ножки, будто онемели и не слышат его просьб и тихого плача. Нет, он и сейчас умеет ходить, но только во сне и после таких счастливых видений трудно просыпаться. Он уже многому в жизни научился: читать, писать и даже помогает маме мыть посуду, но её всегда мало и руки быстро справляются с этим делом, а хотелось бы помочь во многих других делах - ходить в магазин, готовить еду и кормить маму и свою подружку синичку.
Для него праздник, когда приходит учитель, и они занимаются науками, так называет эти уроки мама. Учитель хороший и добрый человек - старенький, но знает о многих вещах, которых никогда не увидишь в окне, но они существуют независимо от его маленького разума (так говорит учитель) и эти вещи можно вообразить, создать в уме и любоваться ими или пугаться их. Последнее не всегда приятно и чаще приходит желание восхищаться придуманной самим красотой. Учитель хвалит его, как усидчивого ученика, да он и не может сбежать с урока и не хочет этого делать, но всегда обдумывает похвальные слова учителя, а как бы он себя вёл, если бы был здоров и не находит ответа.
А вчера в их доме был большой праздник. Мама пришла с работы не одна, как обычно, а вместе с дядей Олегом - так он назвался при знакомстве. Прямо так, подал свою сильную руку и сказал: «Зови меня Олег». Это значит, что он пришёл надолго, иначе, зачем знакомиться, рассказывать о себе, своём детстве и работе? Он строит дома для людей и называет эту работу - возведением жилья. Наверное, это большое счастье - построить дом, а потом увидеть, как туда поселяются жить разные люди? А ещё сказал дядя Олег, что мальчику нужен компьютер, чтобы полнее познавать красоту мира. Так и сказал сам и никто его обэтом не просил. Мама ответила, что давно мечтала о такой покупке, но пока не хватает средств, много денег уходит не необходимые лекарства. Олег ничего не сказал в ответ, только светлая улыбка озарила его красивое лицо, и я понял, что всё в жизни можно исправить, когда за дело берутся смелые и сильные люди. Ведь красивые и смелые люди не должны врать.
Потом они пили чай с вкусным пирогом, который испекла мама, пока они с Олегом знакомились, весело болтали и такого славного вечера уже давно не случалось в их тихом доме. Перед своим уходом Олег поведал ему доверительно, как мужчине, что у него есть давний друг - доктор, который творит чудеса и многих людей поставил на ноги и завтра он придёт сюда вместе с ним.
Ночью долго не спалось, он думал о людях, которых чудесный доктор поставил на ноги и даже видел их, как они ходили, а потом бегали и смеялись от счастья. И уснул он с верой в чудо, что если многие люди пошли и даже побежали, то и маленький мальчик тоже сумеет выздороветь, благодаря этому доброму доктору. И тогда он, первым делом, выйдет на улицу и, поднявшись на цыпочки, как это делает соседская девочка, когда приходит к нему поговорить, и заглянет в своё окно с другой стороны и обнаружит там счастье, в образе улыбающейся ему мамы. Это и есть его главная мечта, и она обязательно исполнится, надо только верить добрым людям.
А вот и синичка прилетела, стучится и приглашает к разговору. Он угостит её крошками от вчерашнего пирога и расскажет ей все свои маленькие, но такие хорошие новости.
Талгар, 2019 |