Главная | Регистрация | Вход
Литературная Алма-Ата
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
История и современность [13]
Юбилеи [12]
Критика и литературоведение [7]
Память [7]
Поэзия [19]
Переводы [7]
Проза [8]
Олша проза [31]
Олша поэзия [5]
Казахстанская фантастика [9]
Жизнь-театр [3]
Наши гости [6]
Дебют [1]
Детская литература [6]
Новые материалв
[05.03.2007][Проза]
Вовка (2)
[05.03.2007][Проза]
Тайна старинного портрета (0)
[05.03.2007][Проза]
Моя вторая половинка. (1)
[05.03.2007][Проза]
Индикатор любви (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Дешифратор сигналов (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Россия.]
ГОГОЛЬ, УКРАИНА И РОССИЯ (0)
[23.03.2007][Проза]
НЕ О ЛЮБВИ (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Продолжение следует... (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Карнавал в вихре красок (1)
[05.04.2007][Проза]
Мечтатель (0)
Вход на сайт
Поиск
Теги
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Главная » Статьи » Альманах "Литературная Алма-Ата" 2021 г. » История и современность

    Исмаилжан Иминов. Чокан в ауле Тезека: вопросы и версии (продолжение)

    История и современность

    Исмаилжан Иминов

    Чокан в ауле Тезека: вопросы и версии (продолжение)

    Почему-то в исторической  науке  это восстание обычно называют «дунганским», хотя основной движущей его силой в Восточном Туркестане были уйгурские дехкане. Дело в том, что, во-первых, в китайском языке слово «хуэиминь» означает мусульмане, оно не делит людей по этнической принадлежности на уйгуров, казахов или дунган. Это китайское слово «хуэиминь» не совсем точно было переведено на русский язык, как «дунгане». Во-вторых, восстание начали во внутреннем Китае дунгане, а потом оно перекинулось в Восточный Туркестан и приобрело здесь национально-освободительный характер.

    Настало время поговорить о письмах Ч. Валиханова генералу Г. А. Колпаковскому. До нас их дошло пять. Можно ли доверять им? У меня не было бы вопросов, если бы эта переписка была опубликована с оригиналов. Впервые эти письма были напечатаны профессором Н.И. Веселовским с копий, предоставленных Г.А. Колпаковским. В комментариях почти ко всем письмам можно прочитать, что «копии сильно искажены. Все ошибки и искажения исправлены по изданию проф. Веселовского». Считаю, что пока мы не увидим оригиналы, нельзя полностью доверять данным публикациям. Я ничего не хочу утверждать, но это факт. Очевидно, что некоторые отрывки писем были искажены или специально убраны. Хочу заметить, что любой внимательный читатель работ казахского ученого о поездке в Кашгарию заметит, что его симпатии на стороне коренного населения. Давайте вспомним некоторые отрывки из этих трудов. В своей книге «О состоянии Алтышара…» в главе «Правительственная система и политическое состояние края» казахский исследователь говорит: «Китайцы, сознавая своё бессилие, сделались подозрительными и злыми. После каждого восстания они неистовствуют, предают все грабежу, насилуют женщин, разрушают мечети и предают казни для внушения страху дервешей и других бедных людей… В обыкновенное время хотя явные грабежи оставляются, но притеснения сильны. Китайцы бьют на улицах всех, которые не сходят с лошадей, отнимают и бесплатно берут товары в лавках и даром обедают в ресторанах. Всякий китайский чиновник получает разные жизненные припасы даром, имеет клиентов из туземцев, которые находятся в их распоряжении как рабы».

    Первый казахский демократ, воспитанный на передовых традициях России и Европы, с болью рассказывает о трагедии братского уйгурского народа. Валиханов, разумеется, прекрасно понимал о причинах восстания в Алтышаре и Илийском крае. А можно ли это увидеть в письмах к генералу? Нет. Почему? Думаю, в письмах русский офицер констатировал факты, анализировал их, и эмоции специально были убраны.

    Возникает вопрос: имели ли место письма Чокана к генералу с февраля по апрель 1865 года? Если да, то где они? Или почему Чокан замолчал в этот период?

    При размышлении о последнем годе жизни Валиханова у меня сразу возник и другой вопрос: если Чокан прибыл в Верный летом 1864 года, где он был с июля по ноябрь? Мы можем лишь предлагать свои версии. Возможно, Чокан готовился к новой секретной миссии в Кашгаре, «вживался» в новую «легенду» разведчика.

    Хочется заметить, что у ротмистра Валиханова и генерала Колпаковского, начальника Алатауского округа и киргизов Большой Орды*, были не только доверительные отношения, но и дружеские. Валиханов мог спокойно себе позволить вскрывать официальные письма (послания) китайского цзян-цзуна, Илийского генерал-губернатора Мин Сий (глава китайской администрации в Кульдже) к Колпаковскому. Цзян-цзун, оторванный от внутреннего Китая, просил военную помощь у российских властей в Верном. Почему Чокан это делал? Я не сомневаюсь, что ротмистр Валиханов был верен присяге, но убежден: его симпатии были на стороне восставших.

    Возможно, полученную информацию он передавал Тезеку, а тот повстанцам. Это первая версия. Очевидно, право на жизнь имеет и другая версия: Валиханов, после разрыва с полковником Черняевым, хотел продемонстрировать царским властям свою «нужность», поэтому чрезмерно усердствовал.

    Валиханов стал внушать недоверие царским властям

    В это время одним из известных борцов с царской Россией и империей Цин был близкий родственник Чокана, сын Кенесары - Сыздык. Были ли они лично знакомы? Сейчас сказать это трудно, но, конечно, знали друг о друге. Есть версия, что они поддерживали связь и владели информацией о точке зрения каждого из них на развивающиеся события. Удивительная судьба была у Сыздыка: любимый сын хана Кене, подлинный батыр, сторонник независимости тюркских народов, Сыздык Кенесарин в 1875 году попадет в свободолюбивый Кашгар и станет одним из самых близких соратников хана Якуб-бека, будет занимать должность амир лашкера (министра обороны) в государстве Йэттышар. Сыздык до конца будет рядом с ханом. После падения Кашгара раненый С.Кенесарин перейдет китайско-российскую границу и признает власть «белого» царя. Он уйдет из жизни в 1917 году, в возрасте 70-ти лет и будет похоронен в районе Шилика (Чилика) (по завещанию Сыздыка на его могиле нет мазара). Современники утверждали, что Чокан и Сыздык были похожи друг на друга, только С.Кенесарин, в отличие от своего родственника, был светлым (рыжим).

    Считаю, что Чокан, который пользовался большим уважением среди казахов, уйгуров и киргизов, стал внушать подозрение царским властям в Омске и Петербурге после экспедиции в Кашгар. Ещё раз хочу повторить: мы должны помнить, что он был демократом и патриотом. Российские специальные службы не были уверены, на чьей стороне он оказался бы, если бы начался конфликт, например, между казахами и официальными российскими властями. Конечно, они понимали, что симпатии Чокана были и на стороне восставших в Кашгарии и Илийском крае (разумеется, в Российском Генеральном штабе внимательно изучили работы Валиханова после его возвращения из Кашгарии), поэтому был подписан приказ о переводе ротмистра Валиханова «в один из кавалерийских полков внутри империи». Но смерть помешала осуществиться этому приказу.

    В мемориальном музее «Алтынемел» им. Ч.Валиханова

    Я медленно возвращаюсь к небольшой площади перед музеем. Артисты Кербулакского Дома культуры, ученики местной школы дают небольшой концерт, мы видим сценки из жизни замечательного казахского ученого и путешественника. Наконец, директор музея приглашает нас в здание. К сожалению, лицевую его сторону трудно рассмотреть в тени вечнозеленых деревьев. Огромные ели и сосны не дают нам насладиться красотой мемориала. Но все-таки, я пытаюсь прочувствовать идеи авторов сооружения: архитекторов Р. Сейдалина, Б. Ибраева и Р. Рустамбекова, которые построили свое детище в казахских традициях. Это произведение архитектуры напоминает склеп с четырьмя острыми углами. Так представляли древние тюрки, казахи существующий бренный мир.

    Мы входим в музей. Внимательно разглядываю его изнутри. Мне показалось, что попали в громадную юрту. Конечно, я понимаю замыслы архитекторов, ведь юрта была любимым жилищем Чокана. В Омске, Кашгаре или Петербурге казахский путешественник тосковал по ней: она была символом его далекой, но любимой Отчизны. Древние тюрки сравнивали свое жилище с созвездием Большой Медведицы. Юрта, как и прекрасное, таинственное созвездие, кочует. Если Большая Медведица кочует по Вселенной, то юрта - по земле. Весной, летом, осенью и зимой она, соответственно временам года, меняет свое местоположение, и жизнь тихо и разумно вместе с ней движется по Великой Степи. А эта каменная юрта остановилась и стала музеем гениального Чокана.

    В центре здания выделяется бюст ученого. Чокан на нем вновь изображен грустным и одиноким. Директор музея нам рассказывает: «Автором этого памятника является Хакимжан Наурызбаев, народный художник Казахстана. Обратите внимание, что за бюстом висит огромный ковер, длина которого 10 м., а ширина 6 м. Этот ковер - ручной работы, на нем изображена карта странствий великого путешественника. Создатель шедевра - талантливый художник Шамиль Кожаканов. Наш музей состоит из трех частей: экспозиции, лекционного зала и хранилища. В создании экспозиций (площадь600 квадратных метров) нам помогали лучшие музеи России и Казахстана. Русское географическое общество и министерство внутренних дел России предоставили копии официальных документов».

    Замечаю личные вещи Чокана: эполеты, оружие, седло, рисунки, географические карты, созданные ученым. С волнением рассматриваю их, ведь всего этого касалась рука странника. Долго стою перед балбалой, каменным изваянием, творением наших далеких предков.

    В загадочной смерти Ч.Валиханова виновата его профессия

    Выйдя из музея, мы направились к могиле Валиханова. По официальной версии Чокан ушел из жизни 10 апреля 1865 года, причина смерти - туберкулез. Но умер ли тогда Чокан? От какой болезни он ушел? Почему нет медицинского освидетельствования его кончины? Эти вопросы волнуют многих исследователей жизни ученого. Нужно помнить: разведчики не уходят в отставку. Убеждён, что в ранней смерти Чокана виновата и его архиопасная профессия. Возможно, вариант с мнимой смертью ротмистра - это последняя операция Российского генерального штаба. Ч. Валиханова направили с новым заданием в Кашгар, Кучар или в Кульджу. Утверждают, что он скончался от туберкулеза, но так ли это? Казахи редко умирали от этой болезни. Кумыс, казы излечивали этот недуг. Не следует забывать и то, что он был кадровым офицером. Чокан постоянно находился под наблюдением врачей, за плечами множественные медицинские комиссии перед поступлением в кадетский корпус, экспедицией в Кашгар, поездкой в отряд Черняева… Указания на болезнь отсутствовали. В 2014 году, во время экспедиции Казахского национального географического общества в Кашгарию, я услышал интересную версию от одного уйгурского историка. Он утверждал, что Чокана в ауле Тезека отравил цинский лазутчик. Вспомним, что Чокан был разоблачен в Кашгаре, и спасло его только чудо. Цины не умели прощать, вот и расправились с российским разведчиком в Алтынемеле.

    А как быть с последним письмом Чокана отцу, где сказано: «Устал, нет никакой силы, весь высох, остались одни кости, скоро не увижу света»? Это послание могли легко подделать (нужна тщательная графологическая экспертиза). И почему в письмах к генералу Колпаковскому не говорится об этом недуге, роковом в XIX веке. Вопросов много, ответы на них я не могу найти. Трудно поверить, что смертельно больного Чокана направляют в аул Тезека с секретной миссией…

    После кончины Валиханова братом Жакупом, который приехал в аул Тезека, был воздвигнут глиняный мазар. Вскоре сюда, чтобы отдать дань уважения покойному другу, приехал генерал Колпаковский. Увидев полуразрушенный памятник и не зная, что у мусульман не принято ремонтировать мазары, он начнет ходатайствовать перед властями об установлении нового мемориала на могиле. В 1871 году по поручению генерала К.А. Кауфмана и при поддержке известного архитектора П. Зенкова установили мраморную плиту, привезённую из Екатеринбурга, где на казахском и русском языках гласит надпись: «Здесь покоится прах штабс-капитана Чокана Чингисовича Валиханова, скончавшегося в 1865 году. По желанию Туркестанского генерал-губернатора фон Кауфмана 1-ого, во внимание ученых заслуг Валиханова, положен сей памятник».

    Годы не пожалели его и разрушили. В 1958 году на могиле Чокана была воздвигнута стела. На её вершине сияет глобус, символизирующий Валиханова как путешественника и ученого. В центре стелы имеется бронзовый барельеф с надписью: «Чокан Валиханов, 1835-1865».

    Я сел у могилы Чокана, думая о его великом и печальном жребии, от волнения у меня сильно стучало сердце. Потом долго и тоскливо читал мусульманскую молитву, посвящая её выдающемуся и одинокому ученому с таинственной судьбой.

    Годы летят стремительно, а споры среди ученых по поводу причин смерти Ч. Валиханова не утихают.

    Считаю, во-первых, необходимо провести эксгумацию останков ученого, чтобы узнать причину смерти и, соответственно, он ли там лежит. Во-вторых, настало время открыть фонды российских архивов, где, надеюсь, таятся ответы на многочисленные вопросы о тайне смерти и последнего года жизни казахского путешественника.

    Категория: История и современность | Добавил: Людмила (21.06.2021)
    Просмотров: 124 | Теги: Исмаилжан ИМИНОВ | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]