Жанна Толысбаева «Сонеты В.Баевскому» А.Жовтиса ...Трудно определить, какая из величин личности Александра Лазаревича (профессиональная или человеческая) была интереснее, парадоксальнее. И теперь в другом обличии, в духовной ипостаси «Единственной» «книжки стихов» он вновь вернулся к нам, чтобы в очередной раз подарить свое откровение о мире и о себе. Факт существования сонетов в поэтическом репертуаре А.Жовтиса не ошеломляет, поскольку оптимизм и гармо¬ния сонета не могли пройти мимо того, кто искренне верил: ...на свете все ко благу, И значит, все должно пойти на лад. Но «Сонеты Вадиму Баевскому », опубликованные в книге стихов «Единственная», в определенном смысле - уникальное художественное образование. Исто¬рия отечественного литературоведения не часто являет пример единения в облике одного Человека ученого-теоретика и художника-практика. Композиционная организация сти¬хотворений соответствует сюжету путешествий. Поэтическое откровение рождается как результат постоянной работы Духа, направленной на переосмысление ценностей этического и эстетического порядка. Заметим, что в соответствии с жанровым содержанием сонета автор каж¬дое стихотворение строит по одной и той же логической схеме: какими бы трагическими (или шутливы¬ми) ни были первые строки, каждый текст заканчивается апофеозом Жизни. Ещё одна жанровая реальность в «Сонетах» А.Жовтиса - дружеское поэтическое послание. Однако «Сонеты В.Баевскому» не служат утили¬тарной идее общения, но разрешают раскрыться самому лирическому герою. На наш взгляд, обращенность к Баевскому есть поэтический прием, позволяющий реализовать мировоззренческую позицию автора. Зная о том, как Александр Лазаревич умел ценить дружбу, позволю себе предположение, что невыдуманный адресат посланий, Вадим Баевский в силу ряда присущих ему профессиональных и человеческих качеств материализовал эстетическую функцию «другого сознания» (добавим - идеального), которым автор выверял чистоту и крепость своих жизненных принципов и откровений... Конец XX века обнаружил устойчивую тенденцию на трансформацию классического сонета. С «Сонетов В. Баевскому» снято тематическое ограничение. Философский склад мышления лирического героя ис¬пользует в качестве исходных не самые поэтические образы и ситуации, чтобы вовлечь последние в процесс осмысления духовных ценностей. Отличительной чертой сонетных циклов и «Сонетов В.Баевскому» А.Жовтиса, в частности, стала специфичность их композиционной организации. Движение высокоин¬теллектуальной мысли через триаду «тезис - антитезис - синтез» прослеживается во всех сонетах. Необходимо отметить, что установка на гармонию в «Сонетах» А.Жовтиса необыкновенно активна: А где-то есть на свете Коктебель И соловей коленчатую трель... Так деликатно поэт подчиняет сонет¬ную картину мира жанровости более масштабного контекста. Хронология путешествий (точнее - её интерпретация) сама собой избавила автора от необходи¬мости «переплавлять» действительные сюжеты в реальность художественную. И в эволюции ав¬торской эмоции от Колымы через США, Европу и Азию к родной Украине обнаружива¬ется не столько антиномичность этих понятийных топосов, сколько их родственность, сближенность в единой памяти Поэта, в сознании человека-миротворца. Увидеть диалектику поэти¬ческой мысли можно и через грамотную аллюзивно-реминисцентную соотнесенность образов. Так, например, смысл итоговой фразы 4 сонета «...в Лос-Анджелес я еду через Вят¬ку» проясняется, если осмыслить Вятку как символ судьбы русских писателей-диссидентов. В «Сонетах В. Баевскому» задействованы разные исторические и неистори¬ческие персонажи: Санников, Толль, Ра¬дищев, Маяковский, Македонский, Гей¬не, Левенгук, Цветаева и даже сосед Да¬нила. Образы глубоко индивидуальных персонажей и исторические знаменитости интерпретируются как необходимые звенья одной цепи эволюции. Для авто¬ра «Сонетов» одинаково значимы как сосед Данила, так и Вадим Баевский: присутствие обоих настраивает на высшую степень ответственности за проживаемую жизнь. Каждым из героев Истории «закругляется» мир противоречий: Обрадуется мне сосед Данила, Что сгинул где-то там, на Колиме. Процитированные строки завершают контекст «Сонетов В.Баевскому», в духе жанра сонетного цикла сближая конец и начало и задавая новый угол зрения на известные проблемы. Стремление вернуться на родину ощущается как тоска по забытой гармонии. Идилличность прошлого воссоздается в образе симво¬личного «Старого Города», благополучие которого хранится сакральным треугольником - «бабулей», мальчиком и «соседом Данилой»; картиной природы со все¬ми присущими ей красками, звуками, запахами; библейским синтаксисом, насыщенным соединяющими «И»(«И георгины...», «И ветерком...», «И даль, и небо...», «И вновь...»),а также через образ цельного круга Времени, отмеченного в сонете движением природных образов («...где же маки?...» - «...запах садов» - «По осени, когда поля уснули/ Услышу, как цепы стучат к зиме...»). По наблюдению автора, печальные события и явления разных эпох (Хироси¬ма, Колыма, репрессии, ОВИР, КГБ и др.) имеют одну и ту же логику: все большие и малые преступления основаны на неуверенности человека в самоценности своего Бытия. Соответственно, рождение сонетов в местах исторической значимо¬сти есть осознанное «действо» Поэта. Жизнь как Слово, обращенное к Другу, - вот что может вдохновить и сделать «мир заманчивей и шире». Новая синтетическая жанровость «Сонетов В.Баевскому» А.Жовтиса - результат литературного осознания опыта сопротивления всем законам, направлен¬ным на обезличивание, на потерю духов¬ности. А.Жовтис чувствует ответственность не только перед Другом, с которым имеет общие человеческие, профессиональные, идеологические убеждения, но перед вся¬кой аудиторией, уважающей законы Личности. Лирический цикл реализует философию, до конца разрывающую условность Времени и Пространства. Жизнь не начинается и не кончается. Она вечна. В руках Человека есть день сегод¬няшний и Память. И такое понимание «Сонетов В.Баевскому» поднимает планку жизненных ценностей неизмеримо выше, побуждая прожить жизнь по заветам Учителя. Статья публикуется с сокращениями. «Книголюб», № 7-8 2003 г. |