Главная | Регистрация | Вход
Литературная Алма-Ата
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
Журнал "Яблоко.Литературные посиделки" [58]
Наше видео [7]
Поэзия [30]
Литературоведение [37]
Семиречье - моя любовь [6]
Очерк [2]
Литература России [12]
Мой Казахстан [18]
Литературные посиделки. Рабочая тетрадь. [39]
Наша гостиная [6]
Портреты наших современников [7]
Проза [15]
Дайджест прессы [78]
Самиздат [149]
Книги наших авторов [2]
Наши конкурсы [16]
"Яблоко-2016" [6]
Альманах "Литературная Алма-Ата"- 2016 [14]
Наше творчество [1]
Альманах "Литературная Алма-Ата" 2021 г. [134]
Новые материалв
[05.03.2007][Проза]
Вовка (2)
[05.03.2007][Проза]
Тайна старинного портрета (0)
[05.03.2007][Проза]
Моя вторая половинка. (1)
[05.03.2007][Проза]
Индикатор любви (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Дешифратор сигналов (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Россия.]
ГОГОЛЬ, УКРАИНА И РОССИЯ (0)
[23.03.2007][Проза]
НЕ О ЛЮБВИ (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Продолжение следует... (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Карнавал в вихре красок (1)
[05.04.2007][Проза]
Мечтатель (0)
Вход на сайт
Поиск
Теги
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Главная » Статьи » Литературоведение

    О матрице текста у Черного Георга
    О матрице текста у ЧГ
    Нателла Климанова Критика

    В общем то, "доводить" себя психоделикой никак не нужно.
    Психоделика есть и существует. Психоделика удивляет, цепляет, шокирует, переворачивает мозги и раздвигает горизонты, опускает в глубины человеческого подсознания и возносит в космос мысли, дарит новые неизведанные чувства, пробужадет интеллект и заставляет думать и воспринимать мир по иному...
    Так что же такое психоделика?
    Георг и многие, кто участвует в полемике по психоделике, дали разные трактовки понимания психоделики.
    Как мне кажется, сейчас такая задача стоит, чтобы выявить общие характеристики направления психоделики и дать общее, приемлемое определение.
    А это далеко не так просто.
    Но если нас интересует психоделика как новейшее направление современной поэзии, которое открывает огромные преимущества и перспективы для всей русской поэзии и литературы, то кто ещё даст определение психоделики??
    Может, со временем, будут появляться более утончённые определения, но я сейчас попробую доказать на примере свежего ироничного стиха ЧГ, что данное определение психоделики имеет место быть.

    На круги своя
    Черный Георг
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ще не вмерла Україна...
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (Павло Чубинський)

    Посадишь дерево. Зачнёшь по пьяни сына.
    Его посадят – без твоей, отцовской, помощи.
    А сам – в деревню, где июль дожди рассыпал,
    Чтоб славить Храм Его, окучивая овощи.

    Чужие дети вырастают – и уходят.
    Свои – назло – растут, но уходить не думают.
    А ты – в деревне приобщаешься к свободе
    С аутентичными варварами и дунями.

    Разводят кроликов и внуков ветераны.
    Всё ниже стелется над лесом солнце зимнее...
    А у тебя в деревне – подлинно Ботсвана,
    И бегемоты скачут – жёлтые по синему.

    Баранки с маслицем. Фарфор и самовары...
    Гнусавят издали оркестры похоронные.
    Себя в дорогу кое-как упаковали,
    А вот тебя – в твоей деревне – проворонили.

    И ты откроешь записную книжку сына –
    И накорябаешь красителем растительным:
    «Презервативы – крайне малоэффективны
    Как профилактика от собственных родителей.»

    Итак, если идти по предложенной Каммирой схеме, то нужно понять и вычленить матрицу из текста Георга.
    Что же это за текст?
    Это поэтический текст в высшей степени правдивый и реальный в каждой строфе с реальным описанием действительности бытия с посаженным деревом, кроликами, бегемотами, баранками, деревенскими самоварами...
    Но в то же время, в каждой строфе присутствует гиперреальность другого драматического бытия, с затекстововой извечной идеей проблемы отцов и детей. Эту проблему решал в прозе 19 века ещё классик Тургенев в классическом романе "Отцы и дети".
    Но как по новому символично, гиперреалистично в драматической иронии и насмешке решил проблему отцов и детей ЧГ в заключительном катрене, где происходит катастрофа сознания от шокирующей идеи о "профилактике" от собственных родителей.
    В конце концов, родителей не выбирают. Каким же образом проводить профилактику от родителей?
    На эту тему бесконечно долго можно философствовать да и нужно ли?
    Поэт решил свою задачу разбудить читателя и "врезать" ему по мозгам. Теперь читатель у него в руках и не скоро "очухается" от произведенного шока. Читатель готов спорить и выдвигать свои версии и доводы понимания родительского долга и т.д. и т.пр.
    Не этого ли воздействия на читателя добивались поэты всех времён, изобретая стили и направления в поэзии от изящного классического до пошлого романтического, от натурализма и реализма до таинственного и невыразимого символизма?

    В этом психоделичном тексте ЧГ мощно сработал приём трансгрессии - переворота символичной идеи, выраженной в названии стихотворения "На круги своя", то есть в закономерной смене поколений отцов и детей на шокирующую идею "профилактики" от собственных родителей.
    Двустороння связь автора и читателя прослеживается по всему тексту. Автор созерцает проблему смены поколений, иронизирует над ней и озаряется шокирующей идеей профилактики. Вслед за автором и по его следам созерцания и авторского озарения идёт читатель и испытывает тот же шок и удивление, что и сам автор от своей идеи.
    Мастерство автора при этом состоит, чтобы искусно удерживать внимание читателя на матрице текста, в котором точно просчитаны все методы и художественно-выразительные приёмы, включая использование трансгрессии и экспрессии. Всю эту работу с текстом отлично, мастерски проделывает Чёрный Георг, достигая при этом максимального воздействия на восприятие читателя.

    Таким образом, текст ЧГ правдив и реалистичен; параллельно реализму и неотрывно текст стихотворения - гиперреален и символичен. Текст насыщен символами-метафорами, эллипсами, плеоназмами и анаколуфом. В заключительной строфе сработал приём трансгрессии., в результате чего произошло " двустороннее, - авторское и читательское выхождение за рамки обыденного мировоззрения, освобождение от мыслештампов, более глубокое понимание – через вчувствование – мира в себе и себя в мире."

    Категория: Литературоведение | Добавил: Нателла (10.04.2009) | Автор: Нателла Климанова E
    Просмотров: 584 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]