О матрице текста у ЧГ Нателла Климанова Критика В общем то, "доводить" себя психоделикой никак не нужно. Психоделика есть и существует. Психоделика удивляет, цепляет, шокирует, переворачивает мозги и раздвигает горизонты, опускает в глубины человеческого подсознания и возносит в космос мысли, дарит новые неизведанные чувства, пробужадет интеллект и заставляет думать и воспринимать мир по иному... Так что же такое психоделика? Георг и многие, кто участвует в полемике по психоделике, дали разные трактовки понимания психоделики. Как мне кажется, сейчас такая задача стоит, чтобы выявить общие характеристики направления психоделики и дать общее, приемлемое определение. А это далеко не так просто. Но если нас интересует психоделика как новейшее направление современной поэзии, которое открывает огромные преимущества и перспективы для всей русской поэзии и литературы, то кто ещё даст определение психоделики?? Может, со временем, будут появляться более утончённые определения, но я сейчас попробую доказать на примере свежего ироничного стиха ЧГ, что данное определение психоделики имеет место быть. На круги своя Черный Георг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ще не вмерла Україна... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (Павло Чубинський) Посадишь дерево. Зачнёшь по пьяни сына. Его посадят – без твоей, отцовской, помощи. А сам – в деревню, где июль дожди рассыпал, Чтоб славить Храм Его, окучивая овощи. Чужие дети вырастают – и уходят. Свои – назло – растут, но уходить не думают. А ты – в деревне приобщаешься к свободе С аутентичными варварами и дунями. Разводят кроликов и внуков ветераны. Всё ниже стелется над лесом солнце зимнее... А у тебя в деревне – подлинно Ботсвана, И бегемоты скачут – жёлтые по синему. Баранки с маслицем. Фарфор и самовары... Гнусавят издали оркестры похоронные. Себя в дорогу кое-как упаковали, А вот тебя – в твоей деревне – проворонили. И ты откроешь записную книжку сына – И накорябаешь красителем растительным: «Презервативы – крайне малоэффективны Как профилактика от собственных родителей.» Итак, если идти по предложенной Каммирой схеме, то нужно понять и вычленить матрицу из текста Георга. Что же это за текст? Это поэтический текст в высшей степени правдивый и реальный в каждой строфе с реальным описанием действительности бытия с посаженным деревом, кроликами, бегемотами, баранками, деревенскими самоварами... Но в то же время, в каждой строфе присутствует гиперреальность другого драматического бытия, с затекстововой извечной идеей проблемы отцов и детей. Эту проблему решал в прозе 19 века ещё классик Тургенев в классическом романе "Отцы и дети". Но как по новому символично, гиперреалистично в драматической иронии и насмешке решил проблему отцов и детей ЧГ в заключительном катрене, где происходит катастрофа сознания от шокирующей идеи о "профилактике" от собственных родителей. В конце концов, родителей не выбирают. Каким же образом проводить профилактику от родителей? На эту тему бесконечно долго можно философствовать да и нужно ли? Поэт решил свою задачу разбудить читателя и "врезать" ему по мозгам. Теперь читатель у него в руках и не скоро "очухается" от произведенного шока. Читатель готов спорить и выдвигать свои версии и доводы понимания родительского долга и т.д. и т.пр. Не этого ли воздействия на читателя добивались поэты всех времён, изобретая стили и направления в поэзии от изящного классического до пошлого романтического, от натурализма и реализма до таинственного и невыразимого символизма? В этом психоделичном тексте ЧГ мощно сработал приём трансгрессии - переворота символичной идеи, выраженной в названии стихотворения "На круги своя", то есть в закономерной смене поколений отцов и детей на шокирующую идею "профилактики" от собственных родителей. Двустороння связь автора и читателя прослеживается по всему тексту. Автор созерцает проблему смены поколений, иронизирует над ней и озаряется шокирующей идеей профилактики. Вслед за автором и по его следам созерцания и авторского озарения идёт читатель и испытывает тот же шок и удивление, что и сам автор от своей идеи. Мастерство автора при этом состоит, чтобы искусно удерживать внимание читателя на матрице текста, в котором точно просчитаны все методы и художественно-выразительные приёмы, включая использование трансгрессии и экспрессии. Всю эту работу с текстом отлично, мастерски проделывает Чёрный Георг, достигая при этом максимального воздействия на восприятие читателя. Таким образом, текст ЧГ правдив и реалистичен; параллельно реализму и неотрывно текст стихотворения - гиперреален и символичен. Текст насыщен символами-метафорами, эллипсами, плеоназмами и анаколуфом. В заключительной строфе сработал приём трансгрессии., в результате чего произошло " двустороннее, - авторское и читательское выхождение за рамки обыденного мировоззрения, освобождение от мыслештампов, более глубокое понимание – через вчувствование – мира в себе и себя в мире." |