Я о Высоцком, позвольте….. Вы позвольте, я о Высоцком. По какому праву, из каких побуждений и зачем? Нет, я не из тех фанатов, кто часами может говорить о нем все, что знают от правды до вымыслов и небылиц. Нет, я не тот, кто поет за застольем его песни. Не тот, кто с видом специалиста может судить о его творчестве или личной жизни. Не тот, не тот, не тот…. Я хочу написать о нем, потому что вижу: помахали в свое время как флагом, именем Высоцкого, и забыли, кем он был для нас. А кто махал? Да те, кто был якобы его близкими друзьями и соратниками. Одни из них, неплохо прижились в современном мире, обласканные властями. Другие и при прежней власти особо никому ненужные и теперь оказались никому не нужны. Казалось, что еще надо? Имя Высоцкого стоит сейчас наряду с известными классиками, его творчество изучают в школе. Как и положено не забывают отмечать в прессе и на телевидение дни его рождения и очередную годовщину смерти. Об этом при жизни Высоцкий вроде и мечтать не мог. А о чем мечтать? Все познается в сравнении. Кто не признавал Высоцкого? Не знаю. Нам, кто слушал его песни, было как-то это все равно. А сейчас кого признают? Да вроде бы и признавать некого, а главное не за что. Не давали Владимиру Семеновичу Народного артиста? А сейчас кому дают и за что? Сыграл парень роль мафиози, так ему братки за это звание Народного и подкатили. Мало ролей было у Высоцкого в кино? Согласен. Недавно один известный актер сказал, что его ученики за пару лет сыграли больше ролей в кино, чем он за всю свою жизнь. И это, правда, бросается в глаза. Но нет среди них тех, кого можно было назвать артистами с большой буквы. Было у Высоцкого мало концертов. Да, сейчас с этим проще. Любой продюсер раскрутит бездаря так, что вам и не снилось. Артисты ныне - элита. Вон сидит в телеэкране очередная кино или эстрадная звездень, рассуждает об искусстве, и жизни, нас поучает… Нас, рабочих и крестьян, пожилых и молодежь. Не скрою, меня всегда волновала гражданская позиция В.С. Высоцкого. В то время я был молод, и понимал это с политической точки зрения. И мне, конечно же, хотелось, чтобы все было ясно, ну как у Блока скажем: «… я – поэт революции». Как права библейская истина в том, что нет пророка в отечестве своем. Высоцкий был таким пророком, когда пел нам: « и пусть впереди большие перемены, я их никогда не полюблю..». Он сгорел, не дождавшись этой новой жизни. И я уверен, он не выжил бы в ней, потому что не смог бы быть равнодушным к такой жизни… Его гражданская позиция заключалась в том, что пел он о нас и для нас. Его гражданская позиция заключалась в том, что он не бросил нас, не уехал… А у кого есть сомнения, что если бы он уехал, то, конечно: нашлись бы спонсоры напечатать его книги, которые «там» были бы никому не нужны; что ему обязательно вручили бы пару литературных премий, пусть не самых громких, но с большой помпой; что позволили бы работать в престижных театрах мира. Но он не уехал. Наверно понимал, что он – наш. И что без нас ему тоже будет трудно, как нам теперь не хватает его… И, конечно же, нам, тем, кто жил в «эпоху Высоцкого», хотелось бы, чтобы его имя и творчество сохранили таким, каким его знали мы, его современники. …………………………………………………………………………………. В жизнь каждого из нас Высоцкий вошел по-своему. Кто–то увидел его в кино, кто-то услышал его песни. …………………………………………………………………………………… В молодости я работал в одной маленькой электролаборатории, где несколько парней умели ремонтировать магнитофоны. Советские магнитофоны очень часто ломались, и поэтому работы хватало. И все свободное время, эти ребята ремонтировали их, когда за пол литра, когда за литр водки. Для того чтобы проверить в работе отремонтированные магнитофоны у нас всегда лежали под рукой кассеты с записями. Я читал некоторые воспоминания, что, дескать, кассеты с записями Высоцкого едва ли не подпольно распространялись по стране. Не знаю, может они имеют в виду другую страну. Но у нас было около двадцати кассет с записями Высоцкого, которые периодически обновлялись и только его записями, и ни кого больше. И с утра до вечера в нашей импровизированной мастерской звучал его голос. И все с нетерпением ждали, когда появится кассета с новым его концертом, не только для того чтобы услышать новые его песни. В каждом концерте, он пел свои песни по-разному, где-то более удачно, где-то не все получалось. Помню, как я был потрясен, услышав песню памяти В.М.Шукшина, когда в середине песни, он вдруг всхлипывает и с трудом продолжает петь. Я потом утерял эту кассету, дал кому-то и мне ее не вернули (бывало и такое). И я искал эту песню, а потом перестал, понял, что могу найти, но не этого исполнения. Почти каждый день, к нам приходили хозяева отремонтированных магнитофонов и оставляли нам положенный литр. В конце рабочего дня, организовав нехитрую закуску, мы садились распивать водку, под песни того же Высоцкого. Помню, поднимет кто стопку, обязательно дослушает до конца куплет, одобрительно чему-то улыбнется и примет «на грудь». Как будто он, Владимир Семенович, сидит с нами за одним столом… ………………………………………………………………………………. Молоденькая девушка, в отделе, где продаются кассеты и диски с записями музыки, отвечает мужчине: «Нет, записей Высоцкого нет». Мужчина разворачивается и случайно наши взгляды встречаются. - Я тоже спрашивал Высоцкого, - говорю я, пожимая плечами. – Нет Высоцкого. - Да, - говорит он мне грустно. – Высоцкого нет. И пожав мою руку, уходит. А это отрывок из не очень умелого, но надеюсь, искреннего стихотворения, которое я написал в 1980 г на смерть В.Высоцкого Локтями все толкаются и лезут в соратнички Бездарные и «дарные» в поминальный хор. И где же вас носило « таланты и поклонники» Пока не сроднил вас, кладбища забор?
И включились в хор «радиоголосики» Слышишь, как воют, на Колокольный звон? И так они стенают за марки и доллары. Словно и вовсе не российский он.
Здесь могильный холм как арена цирка. Глянь на эти лица – намалеваны. Но слышна та песня да по всей России - Ой, Вань! Глянь! Какие клоуны …….
Шакир а-Мил |