№ 82 (16230) от 12.05.2007 http://www.express-k.kz Ростислав ГРАБ, Алматы Когда мы слышим имя Синдбад, в воображении сразу же предстает бесстрашный восточный мореход, приключения которого сравнимы разве что с подвигами мифического Геракла. Но мало кто знает, что в сокровищницах мировой литературы имеется еще один персонаж с именем Синдбад - великий мудрец, о котором его коллеги-ученые говорили: "Синдбад превосходит всех нас своими знаниями. Среди нас нет более ученого, чем он, ибо все его время поглощено приобретением знаний и изучением наук". Однако, прочитав книгу "Синдбаднаме" в вышедшем недавно сборнике "Персидская проза", начинаешь понимать, что мудрец Синдбад был особенно продвинут по части женской хитрости и коварства. Поэтому все его рассказы не уступают сказкам Шахерезады из "Тысячи и одной ночи". Восток, одним словом. Женщины обманывают - мужчины пытаются раскрыть их коварные планы. Или хотя бы уменьшить вред от реализации таких замыслов. Вечная тема. Книга "Синдбаднаме" написана в форме "обрамленной повести", где первый рассказ образует "рамку", позволяющую соединить воедино множество других рассказов, не связанных между собой и с основным сюжетом повествования. И это ставит повесть о мудреце Синдбаде в один ряд с такими шедеврами мировой литературы, как уже упоминавшиеся "Тысяча и одна ночь", "Декамерон" Боккаччо и другими произведениями авантюрно-амурного жанра. Читаешь и диву даешься: "Ай да мудрец! Казанова отдыхает!". Кроме "Синдбаднаме", в сборник "Персидская проза" вошли "Кабуснаме" - дидактическое произведение, затрагивающее вопросы воспитания и этики, а также сказки, которые вошли в золотые страницы восточной литературы. Достаточно перечислить их названия ("Рассказ о пророке Сулеймане, птице Самрук и предопределении судьбы", "Рассказ о Малике Нушафарин Гавхартадж и ее невероятных приключениях", "Семь приключений Хатема" и другие), чтобы понять, какое занимательное чтение вам предстоит. Самое интересное, что издал этот сборник большой любитель персидской литературы Ахмет Дюсенбаев, а не какое-нибудь солидное издательство. К сожалению, издательства наши в последние годы предпочитают печатать то, что пользуется коммерческим спросом, а не ту литературу, которая познакомила бы нас с истоками азиатской культуры. Последнее, увы, остается пока уделом энтузиастов-одиночек. |