Для всякого просвещенного человека, и не только казахстанца, славное имя Сергея Николаевича Маркова — самый надежный пароль в магические пространства страны его многожанрового творчества, слитого воедино с его же масштабными добродеяниями во благо Казахстана и России, прежде всего. Ему, уроженцу старинного посада Парфентьева, затерянного в дремучих лесах между Волгой и Белым морем в Сусанинской Костромской стороне (там Марков появился на свет божий 12 сентября 1906 года), древняя земля казахов с самых юных лет, выпавших на крутое лихолетье Великой Гражданской Смуты, стала вновь обретенной родиной. В 1920 году 14-летним круглым сиротой, потеряв отца с матерью в адском смерче этой Смуты (на руках осталось пять младших братьев и сестер), Марков поступил на работу в редакцию акмолинской газеты «Красный вестник». Журналистика закалила его честность и порядочность, вывела в крупные поэты и прозаики, сделала ученым с мировым именем.
В коридорах КазГУ во времена ректора Закарина жизнь била ключом. Были здесь свои поэты. Один из них, Аблай Абишев, во многом старался подражать кумиру тогдашней молодежи – Олжасу. Написал своих “Аргамаков”. С редкостной страстью цитировал из “Доброго времени восхода”. И вот однажды прочитал незнакомое: У поэтов высокие судьбы И, как плаха, открытые лбы. Каждый сущий поэта судит, Слава – тоже удар судьбы.
Я не могу сказать, что хорошо знал Булата Лукбанова… Этот человек был непостижим в своей исключительности, поскольку был очень талантлив, возможно, даже гениален. Я приехал в Алма-Ату в начале восьмидесятых годов, уже сложившимся человеком, семейным, издав стихи в коллективном сборнике и отдельной авторской книжке, и даже не подозревал о том, что до нашей генерации (К. Бакбергенов, Е. Сатыбалдиев, О. Жанайдаров, Б.Канапьянов, Б.Каирбеков,) существовало еще одно поколение казахских поэтов, писавших на русском языке: (А. Абишев, Р. Тажибаев, Б. Лукбанов, С. Кудерин, Н. Абилев). Казахский народ, благодарение богу, неисчерпаем на поэтические таланты, поскольку мать – Великая Степь – обширна и неисчерпаема, равна Небу – вдохновителю! И не удивительно, что какой-то малый процент казахских поэтов пишет на русском языке, языке великого А.Пушкина и Л. Толстого, поскольку русский народ был не только соседом казахам, но и вторгся после столыпинских реформ на наши территории. Степь и здесь была велика и великодушно приняла часть чужого народа, спасая его от европейских невзгод и бескормицы.
Жизнь и творчество Людмилы Лезиной (1936-1992) были связаны в основном с Алма-Атой.Здесь появились ее книги «Новые стихи» (1967) и «Герань» (1970). Посмертно вышел сборник «Glora del» (Слава Богу, 1992), подготовленный и изданный ее родными и друзьями.
Алма-Ата конца восьмидесятых все еще была тем счастливым тихим «городом вещих снов», о котором так много было написано лучшими писателями Казахстана. Еще работали незабвенные кафе «Калам-гер» и «Ак-ку», где собирались местные писатели и поэты, еще веяло от них этаким родным нашенским «Монпарнасом», где бушевали литературные страсти и страстишки. Еще читали свои стихи Вернадский и Кругляков, и расточал свои галантные комплименты дамам Арцишевский. Ничто не предвещало скорых перемен, хотя уже ощущалась какая-то тревожная жажда истины, которая заливалась не только чашечкой кофе.
Родился М.Д. Зверев 29 октября 1896 г. в Барнауле в семье ссыльного за покушение на Александра III статиста Дмитрия Ивановича Зверева, хорошо знакомого с писателями Короленко, Горьким и Г. Успенским. Закончив реальное училище, после которого он некоторое время работал в Бобровском лесничестве, Максим поступил в Московский политехнический институт, но через несколько месяцев, в связи с начавшейся войной, его зачислили в Алексеевское военное училище. В 1917 г. в чине прапорщика заведовал станцией Барнаул. В этом же году в газете “Алтайский край” публикует свой первый рассказ “Охота на волков” об охотничьих походах вместе с отцом. После демобилизации М.Д. Зверев работает некоторое время лесным техником в селе Ребриха Алтайского края.