Главная | Регистрация | Вход
...
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
История и современность [4]
КРИТИКА, ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ, ИСКУССТВО [2]
ЮБИЛЕИ [2]
ПЕРЕВОДЫ [4]
ПРОЗА [0]
ПОЭЗИЯ [1]
ОТКРЫТАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ШКОЛА АЛМАТЫ [0]
НОВЫЕ ГОЛОСА [0]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА [0]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАРОДИИ [0]
Поиск
Вход на сайт
Комментарии
Уважаемая Алуэ! Помните, я раскритиковала Вашестихотворение «Я летала в снах своих, а Вы?». Извините, мне тогда не хватило
мудрости отстоять и обосновать свою позицию. Но сейчас я понимаю, что я хотела
Вам сказать: Вы показались мне поэтом пронзительнейшей силы. И мне показалось
ненормальным, что Вы пишете отвлеченные стихи вместо того, чтобы зажигать
поэзию силой конкретного соучастия и сострадания, оказания помощи. Я имею в
виду: Если Вы пишете о снах и хотите передать людям мысль о божественности и гармоничности
мироздания, так и делайте напрямую такой вывод, хваля Создателя за мудрость
сотворенной им природы. Если Вы хотели показать, как просты астральные
путешествия (видите, я так и не знаю, что же Вы точно хотели изобразить), то Вы
должны были сказать и об этом напрямую, принося читателю реальную помощь в
просвещении его. Но Вы не делаете глубокого полезного вывода, не осмысляете то,
о чем говорите в этом стихотворении, как это положено в искусстве. Вы
немножечко его не доработали. Может быть, Вы сейчас все еще не понимаете меня.
Но Ваши стихи :Я в будущее Казахстана верю, стихи об отце говорят о том, что Вы
обязаны сделать очень многое для людей, имея такой дар. Но Вы используете его
только наполовину и мало призываете людей к хорошему образу жизни, передаете им
мало силы и мудрости, какая у Вас должна иметься. Быть может, Вы сами не
придали большого значения в жизни Вашему дарованию и не пытались свято
развивать и реализовать его? Я понимаю, в наши дни это очень тяжело следовать
своему природному призванию. Человек должен выжить сам и вырастить своих детей
в очень сложном мире. Но очень жаль, что возможности, какие нам дает природа,
мы не используем до конца для улучшения жизни общества и нашей собственной
жизни. Это требует огромного самопожертвования, нечеловеческой жизни. Однако
все потом вознаграждается.Поэты в наши днидумают, что целью искусства легко может быть просто выражение чувств и
впечатлений, как у вас в этих стихах. Однако я считаю, что целью поэзии и
вообще любого ремесла может быть только удовлетворение насущных нужд людей.
Поэт создает песенку, которая утешает сердце человека, показывает ему
правильный путь, делает жизненно важное заключение в каждую отдельную эпоху и
даже наводит порядок в обществе! Если поэт не помогает в насущных нуждах другим
профессиям, он не может заслужить свой хлеб. Он не заслуживает, чтобы другие
профессии исполняли свои обязанности по отношению к нему, если сам не исполняет
свои обязанности по отношению к другим сословиям в сохранении их жизни! Может,
поэтому в наши дни социальный статус поэта невесть какой, он считается никому
не нужным, а стихи его не прокармливают, потому что они отвлеченные и не
приносят реальной пользы. Чтобы Вам легче было понять меня, позвольте задать
Вам вопрос: к чему именно Вы призываете читателя в стихотворении «Я летала в
снах своих, а Вы?». Призываете ли Вы любить природу, которая дала нам чудо
полетов во сне? Или Вы, может, интересуетесь, знает ли кто секрет таких снов?
Чему Вы хотите научить? Надо говорить точнее.Ну вот, я высказалавсе, что думала на самом деле. Надеюсь, это утешит Вас после долгого
непонимания, чего же от Вас хотела неизвестная особа из интернета, и поможет
Вам. Но, пожалуйста, дайте мне знать, разрешила ли я все вопросы? Мне бы очень
не хотелось бы оставить кого-то обиженным. Я всего-навсего хотела взять на себя
смелость помочь Вам стать еще лучше как поэт.Спасибо Вам большое! На самом деле я Вас оченьуважаю. Некоторые Ваши стихи мне очень помогли! Но я читала очень мало. У вас
есть книга?Вера Бочкарева

Cпасибо, Лена! ты знаешь, мне нравятся твои стихи. Еще спасибо за инициативу.

,Прекрасный ,вдумчивый  материл Л. Шашковой,раскрывающий наиболее полно грани таланта Ивана Щеголихина.С признате6льностью к автору и поэту Рафаил Синцов, член РСП

На http://www.livelib.ru/ был отчет, очень здорово!!

Нас развели... Но нас не спросили.
Не потерять бы теперь и Россию.

Браво, Гирей! Счастлив, что могу общаться с тобой,читая твои бесподобные стихи.  И горжусь, что дружили в лучшие времена. С.Ш.

Бахытжан! Глубокие, философские мысли, искренние чувства вложил ты в свою Поэзию... Сможешь, загляни ко мне на стихи.ру. Там есть моя степь Она и твоя. С.Ш.

Люба! Выложи свои стихи. Хочетсч познакомиться.

Зима вьюгой закружила,
Забуранила.
Ты меня приворожила,
В сердце ранила.
В танце бусами звеня,
С песней лИхою -
Заманила ты меня
Заманихаю.
Сам не свой теперь хожу
Привороженный.
Тебя за руку держу,
Как стреноженный.
Не могу и не хочу
Растреножиться.
Не гадаю и молчу-
Как всё сложится?
Слышу шепот:"Будешь мой,
Расцелованный".
И вернулся я домой
Очарованный.
И оттаяла душа -
Была стылая.
Ах, как жизнь-то хороша
С тобой, милая!
Ты мне счастье подарила,
В сердце ранила...
Зима очень задурила -
Забуранила.

В романе «Ночь предопределений» сплетены история и современность. Герой Ю.Герта - писатель - приезжает на Мангышлак, место действия своей
будущей книги о Зигмунте Сераковском, революционере-демократе,
сподвижнике Чернышевского и Герцена, более ста лет назад сосланного в
эти края. В романе два основных сюжетных узла. Первый - главный - связан
с нашим временем. Нефтяники, архитекторы, журналисты, с которыми
встречается герой романа, а в особенности события, разворачивающиеся
перед ним, заставляют его требовательно вглядеться в себя, заново
определить свою жизненную позицию. В центре второго узла - судьба
революционера, дающая возможность осмыслить значение личности в
масштабах истории.

Теги
Наш опрос
Читаете ли вы электронные книги?
Всего ответов: 292
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Альманах "Литературная Алма-Ата"- 2016 » История и современность

    Путешествие Чокана Валиханова в Кашгарию

    ОБ АВТОРЕ

    Исмаилжан ИМИНОВ

    Родился 12 июня 1959 года в посёлке Фабричный (ныне село Каргалы) Жамбылского района Алматинской области. После окончания Каргалинской средней школы №2 работал старшим пионервожатым. В 1978 году поступил на филологический факультет КазГУ. Окончив в 1983 г. университет, работал в школах родного посёлка учителем, завучем. Долгие годы являлся дирек­тором Каргалинской средней школы №1, в которой когда-то начинал свой трудовой путь. В пятьдесят лет, с 2009 года, начал писать художественные и автобиографические рассказы, путевые заметки, очерки, эссе, сказки, пу­блицистические и научно-популярные статьи. Активно печатается в казах­ских, уйгурских и русскоязычных СМИ Казахстана и России: постоянный автор журналов «Мысль» и «Мир путешествий». Автор более 300 публикаций. В 2014 году был научным руководителем экспедиции Казахстанского национального географического общества в Кашгарию (СУАР КНР) «По караванному пути Ч. Валиханова». Автор книг «Моя Кашгария» (2014 г.), «Родники моего детства» (2014 г.), «По караванному пути великого Чокана» (2015 г.), «Путешествие по Алтышару» (2016г.). Его книги переведены на казахский, уйгурский и английский языки.

    НАКАНУНЕ ПОЕЗДКИ В КАШГАР.

    В ПУТИ

    Чокан побывал в 1856 году в Илийском крае и Кульдже, но мечта о поездке в Кашгарию не даёт ему покоя. Наконец, в 1858 году исполняется его юношеская мечта: он совершает поездку в Кашгарию.

    Что это было за время в истории Кашга­рии и уйгурского народа?

    В 1759 году уйгурские земли захватил Цинский Китай. Свободолюбивый народ де­сятки раз поднимал антиколониальные вос­стания. Обычно во главе восстаний стояли ходжи, потомки последних уйгурских пра­вителей, которые находились в Кокандском ханстве, по договоренности с Цинским Ки­таем, под домашним арестом. Одно из самых знаменитых восстаний – это восстание 1826- 1828 годов под руководством Джахангир-ход­жи. Выступление было потоплено в крови. Вождь был схвачен, доставлен в Пекин, где был казнен четвертованием.

    В 1857 году вспыхнуло новое антицинское восстание, во главе которого стал племянник хана Джахангир-ходжи Валихан-торе. Вскоре была освобождена почти вся Кашгария. Про­тиворечивую роль в истории уйгурского на­рода сыграл Валихан-торе: с одной стороны он, конечно, хоть и на короткое время, восста­новил самостоятельность страны, а с другой стороны, торе остался в памяти народа как деспотический руководитель, который дикта­торскими методами наводил порядок в госу­дарстве. К величайшему сожалению, большая часть руководителей государств Востока того времени не знали других методов в управле­нии своими владениями.

    Восстанием в Алтышаре был напуган не только Цинский Китай, но и Российская им­перия. С XVII-го века за господство в этом ре­гионе сталкивались интересы Китая, России и Великобритании. Россия, боясь, что Каш­гария попадёт под влияние Англии, решила узнать, что там происходит, и направить туда кадрового разведчика. Интерес к событиям в Кашгарии возрос после гибели немецкого учёного - географа Адольфа Шлагинвейта, который, вероятно, был агентом британских специальных служб, при поддержке которых он прибыл из Индии. Трудно поверить, что официальные власти в России искренне со­чувствовали казни А. Шлагинвейта, как это часто хотят представить некоторые истори­ки и литераторы. Но факты говорят: интерес к событиям в Кашгарии возрос во всем мире после гибели немецкого исследователя.

    Директор Азиатского департамента МИД России Егор Ковалевкий пишет письмо в Омск генералу Г.Х.Гасфорту с просьбой помочь найти человека, которого можно направить в Восточный Туркестан. Военный министр так­же обращается к генералу с просьбой найти необходимого человека для поездки в мятеж­ный регион.

    30 октября 1857 года генерал Г.Х. Гас­форт пишет военному министру:« В выборе чиновника для сего поручения я остановился на состоящем при мне для особых поруче­ний поручике Валиханове. Офицер этот - сын достойнейшего киргизского султана Чингиза Валиханова, с очень хорошими дарованиями, и на расторопность его вполне можно поло­житься. Сверх того, он хорошо ознакомился с историей и нынешним состоянием среднеази­атских владений и, будучи сам мусульманин, скорее русского чиновника может снискать доверие своих единоверцев».

    Следует отметить, что большую роль в отправке Чокана в Кашгар сыграл П.П. Се­мёнов-Тянь-Шанский. Пленённый умом, уникальной образованностью казахского ис­следователя, русский путешественник рас­сказывал об этом удивительном юноше не только учёным-востоковедам, но и чинов­никам в высших эшелонах власти, среди которых пользовался влиянием. Позже Се­мёнов-Тянь-Шанский в своих мемуарах на­пишет: «Само собой разумеется, что я почёл долгом обратить на этого молодого талантли­вого человека особое внимание генерала Гас­форта и по возвращении моём в Тянь-Шань подал мысль о командировании Валиханова в киргизской (казахской-И.И.) одежде с торго­вым караваном в Кашгар, что и было впослед­ствии осуществлено Валихановым с полным успехом».

    Вскоре восстание в Кашгарии было же­стоко подавлено цинскими колонизаторами: десятки тысяч людей были казнены или бе­жали в Ферганскую долину, многие не дошли до Кокандского ханства: погибли от голода и холода в горах. Торе успел скрыться в Ко­кандском ханстве.

    Узнав в 1858 году о подавлении восстания Валихана-торе, молодой офицер переживал, что разведывательную акцию в Кашгар отме­нят. Но интерес к этому важному в стратеги­ческом значении краю не угасал. Россия была твердо намерена направить своего человека в Восточный Туркестан.

    Я уже писал, что еще кадетом Чокан Ва­лиханов интересовался историей, географи­ей, этнографией Восточного Туркестана. Во время своей экспедиции в Кульджу он начнет изучать уйгурский язык, позже в Кашгаре он в совершенстве овладеет этим языком. Раз­умеется, перед поездкой в КашгариюЧокан Валиханов подробно ознакомился с полити­ческой обстановкой в стране. Но всю правду ученый мог узнать лишь после своей экспеди­ции в этот нестабильный регион.

    Следует отметить, что подготовкой се­кретной экспедиции занимались не только ге­нерал Г.Х. Гасфорт и путешественник П.П. Семёнов-Тянь-Шанский, но и управляющий сибирскими казахами К.К. Гуковский и ала­тавскими (семиреченскими) подполковник М.Д.Перемышльский.

    Ближайшими помощниками во время подготовки к экспедиции были касимовский татарин Файзулла Ногаев и кокандец, долгие годы живший в Кульдже, Мухаммед-Якуб Джанкулов. Оба этих человека хорошо знали обстановку в крае: Файзулла имел влияние на киргизских манапов, а Джанкулов неод­нократно посещал уйгурские города Кашгар и Аксу. Очевидно, они сотрудничали с рос­сийскими разведывательными службами. Ф. Ногаев и Я. Джанкулов помогли разработать план экспедиции и должны были ждать Чока­на в горах Киргизии. Конечно, для казахского ученого главным было побывать в таинствен­ной Кашгарии и рассказать об этой стране всему миру. Известный казахский ученый-и­сторик, академик А.Маргулан писал : «…из­учение Кашгарии, богатой страны с древней культурой, почти совершенно неизвестной науке, представляло большой интерес. Для такого пытливого ученого, как Чокан Валиха­нов, оно было очень заманчивым».

    Молодому ученому своими советами очень помог крупный ученый, исследова­тель и знаток Центральной Азии П.П. Семе­нов-Тянь-Шанский, с которым Чокана связы­вали дружеские отношения.

    Российские власти тщательно разрабо­тали маршрут экспедиции, которая направ­лялась в Кашгар под видом купеческого ка­равана. Ехать через владения кокандского монарха Худаяр-хана было опасно, поэтому путешественники направились в древний го­род через Иссык-Куль по киргизским землям.

    В Кашгар Ч. Валиханов ехал под именем купца Алимбая Абдиллабаева, кокандского подданного и сына маргеланского (ферган­ского) торговца. Ученый присоединился к торговому каравану из Семипалатинска 28 июня 1858 года в урочище Карамула, в три­дцати верстах от Капала.

    Россия придавала огромное значение миссии Ч. Валиханова. В день прихода тор­гового каравана в Каратале состоялась его прощальная беседа с генералом Гасфортом, который специально прибыл туда для встречи с путешественником. О чем они говорили? Об этом никогда не писал и не говорил Ч. Вали­ханов. Молчал и генерал. Очевидно, офицер получил последние инструкции перед поезд­кой в загадочный и опасный край. Согласно легенде, купец Алимбай Абдиллабаев являлся родственником караванбаши, ташкентца Му­сабая Токтабаева, который, разумеется, знал  

    об истинных целях миссии Ч. Валиханова. Поручик переоделся в чапан, обрил голову и, как правоверный мусульманин, стал ежеднев­но совершать пятиразовый намаз. Внешне он уже ничем не отличался от других купцов торгового каравана. Караван состоял из 43-х человек, 101 верблюда, 65 лошадей, 6 поход­ных юрт, товару было на 18300 рублей. За день экспедиция преодолевала примерно 25 верст. В августе экспедиция достигла земель киргизского племени Бугу. Весь август купцы прожили в долинах Кокжара, Каркара и Теке­са, где киргизы отмечали годовщину со дня кончины манапа Бурамбая. Чокан Валиханов пишет: «Между дикокаменными киргизами вскоре после прихода нашего каравана рас­пространился слух, что мы идем в Кашгар и что в караване есть русский офицер». Далее казахский ученый отмечает: «В Дикокамен­ной орде мы жили почти месяц, перекочевы­вая вместе с ними и производя постоянную торговлю, и выменяли 3026 баранов, 6 лоша­дей, 11 лисьих шкур и 44 мерлушки».

    На поминки съехались не только киргиз­ские родственники манапа, но и уйгурские купцы из Кашгара. Ч. Валиханов и Мусабай близко познакомились с ними и договорились ехать в древний город вместе. Валиханов пи­шет: «Караванных путей через Тянь-Шань с долины Иссык-Куля в Кашгар и Турфан мно­го. Главнейших и более посещаемых путей три». Путешественник выбирает второй - Ак­сайский путь. Он отмечает: «Аксайский путь, начинаясь ровною и плодоносною долиною Иссык-Куля, сменяется горами, проход в ко­торые делается крут и тесен и образует тер­расы с двумя альпийскими озёрами. Обломки скал лежат большими массами в хаотическом беспорядке, загромождая дорогу».

    Переход через высокогорные перевалы был не только опасен, но и труден: недоста­вало воздуха, у людей и животных наступа­ло удушье от разреженного воздуха. Пройдя Заукинский перевал, караван достиг верховья реки Нарын, притока Сыр-Дарьи. Во время всего перехода дул холодный, пронизываю­щий ветер. Путь с севера на юг по централь­ному Тянь-Шаню продолжался 12 дней и окончился на перевале Теректы-Даван.

    В конце сентября караван, который уже состоял из 57-ми человек, тронулся в путь. В дороге, в Заукинском ущелье, купцы были атакованы разбойниками. Путешественни­ки отразили нападение и двинулись дальше. Казахский путешественник в своём дневнике отметил: «Кокандцы напали на караванные стада и отбили 300 баранов. Кашгарцы всту­пили в драку, вооружившись кольями от сво­их шатров, и очень скоро обратили в бегство кокадцев».

    26 сентября, в 135 верстах от Кашгара, Ч. Валиханов закопал свой дневник в землю, завернутый в коленкор и положенный в дере­вянный сундучок. Последние записи в днев­нике были следующие: «Тороплюсь: дневник сейчас зарывается в землю, если бог возвра­тит нас живыми и здравыми, не испортит сы­рость, опять покажем белому свету. Поручаю тебя Аллаху, до свиданья».

    В КАШГАРЕ

    Путешественники двинулись в сто­рону Алтышара. Экспедиция при­ближалась к селениям Устун-Артыш близ Кашгара. Чокан отмечает в своем дневнике: «Устун-Артыш- собирательное название не­скольких деревень, расположенных по реке Артыш или Тоин. Деревни, составляющие Устун-Артыш, имеют от 30 до 50 мазанок, окруженных садами и огородами. Зеленые рощи, в которых купаются эти деревни среди бесплодной пустыни, производят чрезвычай­но приятное впечатление».

    1 октября Чокан увидел древний Кашгар, один из самых знаменитых городов Востока. С волнением он вступил на землю этого зага­дочного и опасного града.

    Увидеть этот город мечтали многие евро­пейцы. На протяжении нескольких веков сюда пытались попасть учёные, путешественники Старого Света. Одним из первых здесь по­31

    бывал в 70-х годах ХІІІ века знаменитый ге­нуэзец Марко Поло. Восхищённый, он писал о древнем городе: «Народ здешний-мусуль­мане. Городов, городков тут много. Каскар (Кашгар-И.И.) – самый большой и самый знатный. Страна тянется на северо-восток и восток, народ тут торговый и ремесленный, прекрасные у них сады, ви­ноградники и славные земли. Хлопку тут родится изрядно. Много купцов идут отсюда торговать по всему свету.

    Живут тут несториане, у них свои церкви и свой за­кон. Народ здешний говорит особенным языком.Эта об­ласть тянется на пять дней пути».

    Конечно, казахский учё­ный был знаком с книгою великого итальянского путе­шественника Марко Поло «О разнообразии мира» и читал её неоднократно перед по­ездкой в Алтышар. А теперь вернёмся в Кашгар 1858 года.

    В Кашгаре поверили «легенде» мнимо­го купца Алимбая. «Родственники», которые жили здесь, гостеприимно встретили иссле­дователя, создали все условия для приятного провождения времени. Чокан часто бывал в гостях у своих «родственников» или их дру­зей.

    В первые же дни купцы с большой вы­годой продали свой товар, а жили они на улицах Устэн-буи и Джан-куче. Казахский исследователь пишет: «Торговые операции нашего каравана в этом городе имели вообще удовлетворительный характер. Из счетов, со­общенных мне караван-башой, видно, что ка­раван при снаряжении имел товаров на сумму 19 тысяч р. серебром: в Большой киргизской (Великий или Старший жуз казахов- И.И.) и Дикокаменной орде ( Киргизия- И.И.) про­дано товаров на 3026 баранов (считая в этом числе двухгодовых барашков). Эти бараны и остальные товары проданы в Кашгар на 4.068, 5 кокандских золотых. Скорый сбыт наших товаров и притом на серебро и золото нужно приписать особенным благоприятным случаям».

    В те годы кокандцы пользовались осо­бым положением в Кашгаре. В Кокандском ханстве нахо­дились под присмотром, а точнее - под домашним аре­стом кашгарские ходжи, быв­шие правители страны. По­рою кокандские власти пыта­лись использовать их в своих интересах. У цинских властей была договорённость с Кокан­дом: за то, что среднеазиат­ское ханство держит у себя­под присмотром влиятельных и популярных в Кашгаре ход­жей, Коканд контролировал внешнею торговлю Алтыша­ра. А в Кашгаре находился кокандский представитель, консул, который ведал торго­выми делами и собирал пошлину. Во время нахождения Чокана Валиханова в Алтышаре кокандскими представителями (в Кашгаре их называли «аксакалами». - И.И.) являлись Насреддин, затем Нурмагамет-датха. У путе­шественника сложились добрые отношения с ними, они взяли Чокана под свою защиту. Это во многом помогло Валиханову выполнить задачи, которые перед ним ставились.

    В этом старинном городе Ч. Валиханов прижился и успел даже жениться. Он пишет: «В Кашгаре и вообще в шести городах суще­ствует обычай, по которому все иностран­цы на время пребывания в них вступают в брак. Чтобы не выходить из общего порядка и по настоянию наших знакомых, мы долж­ны были также подчиниться этому обычаю». Очевидно, эта женщина сыграла огромную роль в жизни 22-летнего странника, ведь он с ней прожил более пяти месяцев. Чокан никогда не писал о ней, но тосковал по древнему Кашгару. Вероятно, эта тоска относилась не только к удивительному городу, но и к каш­гарской красавице.

    Но это только внешняя сторона жизни ученого в Кашгаре: главное, он начинает оз­накомление с древней уйгурской столицей. Разумеется, в первую очередь он знакомится с архитектурными и историческими памят­никами замечательного города. Эти памятни­ки были совершенно не похожи на то, что он видел в России. Впервые Чокан попадает в древний восточный город, а это особый мир, к которому необходимо внимательно пригля­деться.Путешественник посещает знамени­тый мавзолей Аппак-ходжи, усыпальницу кашгарских правителей. Исследователь гово­рит: «Гробница Аппак-ходжи- лучшее здание во всем Кашгарском округе, лежит в 6 верстах от города к северу-востоку, на правом берегу реки Тюмени».

    Во время своей поездки в Кашгарию я неоднократно бывал в этом мавзолее. Если когда-то мазар находился за стенами старого Кашгара, то уже давно он входит в состав го­рода. Мавзолей- это единый комплекс, состо­ящий из мазара Аппак-ходжи, мечети Джама и знаменитого медресе. Весь этот комплекс- шедевр уйгурской архитектуры, построенный кашгарскими мастерами в 1640 году.

    Мазар Аппак-ходжи- это монументальное здание, поражающее своей красотой и ориги­нальностью. В центре мазара – величествен­ный купол, по углам находятся четыре башни, которые украшены красивыми узорами из зе­леных и синих цветов, над куполом сияют зо­лотые полумесяцы. Внутри мазара мы видим возвышенную площадку, облицованную кера­мическими плитками с синими узорами на бе­лом. На этой площадке, под торжественным сводом, покоятся семьдесят два человека. Это сам Аппак-ходжа, его близкие родственники, среди них внучка ходжи- национальная геро­иня уйгурского народа Ипархан, пять поколе­ний правителей Кашгарии. Могила Ипархан покрыта розовым шелком.

    Рядом с мазаром находится старинное ме­дресе, в котором учились многие известные поэты, ученые, богословы.

    На территории мавзолея находится не­большое искусственное озеро, прозрачной во­дой которого пользовались прихожане мечети Джама.

    Очевидно, что эти места во время своего пребывания в Алтышаре десятки раз посещал казахский ученый: он совершал намаз в мече­ти Джама, пил чистую воду из легендарного озера.

    Путешественник отмечает: «Старый го­род имеет положение на высоком яру, между тем как новый занимает местность гораздо ниже. Центр города составляет торговая пло­щадь Айтга (Площадь соборной мечети). Ста­рый город разделяется на два квартала: Чарсу и Амбарчи, а новый- на четыре: Урдаалды, Устэнбуи, Юмалак-шаар и Анджан-куча».

    Мечеть Хейтгах (у Чокана-Айтга), в кото­рой, очевидно, почти ежедневно бывал Вали­ханов, - это национальная святыня уйгуров, построенная в пятнадцатом веке талантли­выми кашгарскими мастерами. Удивляют своим величием красивые минареты, поража­ют древние ворота. У посетителей вызывает интерес замок на воротах мечети, которому несколько столетий. Четко видна надпись на уйгурском языке, сделанная арабской вязью.

    Каким был город во времена Чокана Ва­лиханова? Старый Кашгар – это двухтысяче­летний город, к сожалению, большей частью сейчас утерянный и разрушенный в прошлом. Лишь небольшая часть старого города сохра­нилась. Но во времена Чокана город был во всей своей оригинальной красе. Это узкие, кривые улицы, где живут в основном ремес­ленники. Это одноэтажные, иногда двух- или трехэтажные дома. Жизнь в старом Кашгаре кипела: работали ремесленники, торговали купцы. Ученый посещал разные мастерские, где изготовляли и продавали ювелирные дра­гоценности, художественные изделия из де­рева и кости, тыквы-горлянки. Конечно, ис­следователь заходил и к гончарам. Он долго 33

    наблюдал за их работой, когда они делали по­суду.

    Очевидно, что, побывав в Кашгаре, Чокан не мог не посетить селения Артуш, которые сейчас объединены в город. Путешественник отмечает: «Астын-Артыш (Нижний Артыш), иначе Алтын-Артыш (золотой), на севе­ро-восток от Кашгара в 60 верстах, замечате­лен гробницей и мечетью, построенными на могиле Сутук Бограхан гази».

    Мавзолей султана СатукаБограхана (у Валиханова - СутукБограхан гази) - одно из самых значимых сооружений в Кашгарии, построенное в 956 году, является центром па­ломничества для многих верующих. СатукБо­грахан был каганом Караханидского государ­ства, он в 920 году принял ислам. Постепенно эта религия стала господствующая в стране, в 960 году ислам стал государственной рели­гией Караханидского каганата. Рядом с маза­ром находится удивительная мечеть, которая, безусловно, является одним из красивейших культовых сооружений в Кашгарии.

    Известно: Чокан побывал и в Янгисаре, который выполнял в прошлом функцию ад­министративного центра. В этом городе уче­ный посетил старинную мечеть ДарвазАл­дыда. Эта удивительная мечеть сохранилась до наших дней. Я видел эту мечеть и долго любовался необычной красотой этого культо­вого сооружения.

    Во время своей поездки Валиханов посе­тил и сёла, которые находились близ Кашгара. Башкерам (у Валиханова - Бишкерим) одно из них, это типичное уйгурское село.

    Через 166 года после казахского ученого я увидел это село. Оно порадовало меня чи­стотой и красотой. На одной из центральных улиц заметил виноградник, который рос по обеим сторонам дороги. Этот виноградник растянулся на несколько километров. Здесь очень много садов, где растут различные со­рта орехов, яблок, груш. Очевидно, таким это село и увидел Чокан. Я не смог пройти мимо огромного урюка: попробовал его плоды. Они были очень вкусными. Косточки не выбро­сил, решил, что посажу их у себя дома, в селе Каргалы, а также передам хранителям музея Чокана Валиханова, чтобы и они посадили их недалеко от могилы великого сына казахского народа.

    Безусловно, купец Алимбай, под видом которого Чокан жил в Кашгаре, обязан был проводить большую часть времени на база­ре. Кашгарский рынок – это особый мир, где люди не только продавали или покупали то­вар, но и общались, узнавали новости, обеда­ли или завтракали, поэты и ученые делились своими мыслями, читали стихи. На базаре работали ремесленники, с которыми любил общаться казахский путешественник. Чокану нравилось заходить в мечети и в медресе, где ученый часами беседовал со священнослужи­телями. Именно здесь он приобрел редкие ру­кописи «Тазкирян Султан Сутук Бугра-хан» (История СатукаБограхана), «ТазкирянТу­глук – Тимурхан» (История Туглук Тимура), «ТазкирянХоджагян» (История ходжей), «Абу Муслим Маурузи».

    Исследователю удалось создать гербарий, собрать коллекцию старинных монет, горных пород, добыть древние грамоты, памятники прикладного и декоративного искусства, об­разцы художественной керамики.

    Когда читаешь его научные труды, днев­ники, то поражаешься широкому диапазону интересов казахского ученого. В его работах мы узнаем об истории, географии, экономики, этнографии и политической жизни Кашгара.

    За время своего пребывания в Алтышаре­Чокан Валиханов полюбил местных жителей. Он пишет: «Кашгарцы характера доброго, общительного, радушны, трудолюбивы и до крайности вежливы. Все классы педантиче­ски соблюдают формы вежливости. Всякий обязан подробно знать и неизменно испол­нять уставы приличия, а у беков доходит до мелочности».

    Путешественнику нравилось, что каш­гарцы очень музыкальны. Он свидетельству­ет: «Относительно музыки они пользуются у всех среднеазиатцев почетом». На любом 34

    торжестве можно услышать лирические и веселые песни. В Кашгаре женщины ходят с открытыми лицами, они с радостью вместе с мужьями встречают гостей. Многие уйгур­ские женщины играли большую роль в уйгур­ской истории.

    Казахский ученый одним из первых выде­лил этнографическую группу уйгуров. Ч.Ва­лиханов говорит: «Я старался во время свое­го пребывания в Кашгаре изучить уйгурский язык, на котором говорят в Кашгаре».

    Чокан Валиханов считал, что наиболее правильным названием страны на тот момент является– Восточный Туркестан. Говоря о жестоких методах при покорении края или подавлении многочисленных восстаний, сим­патии казахского исследователя, разумеется, были на стороне уйгуров. Учёный отмечает: «После каждого восстания они (цинские ко­лонизаторы.- Авт.) неистовствуют, предают всё грабежу, насилуют женщин, разрушают мечети и предают казни для внушения страху дервишей и других бедных людей». Далее ис­следователь пишет: «Китайцы бьют на улицах всех, которые не сходят с лошадей, отнимают и бесплатно берут товары в лавках и даром обедают в ресторанах».

    В его работах есть много любопытных фактов. В частности, он пишет, что при пода­влении восстания в городе Учтурфане в 1756 году все его население было истреблено заво­евателями. Казахский исследователь отмеча­ет: «Туркестанцы ненавидят китайцев, но это не мешает им заимствовать их цивилизацию. В заключение скажу о самой замечательной особенности кашгарцев, которая их всего бо­лее выводит из разряда других мусульман,- это патриотизм и политические партии чер­ногорцев и белогорцев».

    Талантливый художник, Чокан Валиханов сделал немало рисунков, где мы видим муж­чин, женщин, детей Алтышара. Эти работы бесценны, они запечатлели уйгуров и их быт в ХIX веке. Свои рисунки художник писал пером и тушью, иногда рисовал карандашом. Интересны его рисунки: «Кашгарка», «Голо­ва уйгура и уйгурки», «Прически и головные уборы женщин», «Типы мужчин», «Город­ские ворота».

    Жизнь казахского учёного в Кашгарии становилась опасной. Во-первых, усилились разговоры о возможном возвращении Вали­хана-торе в древний город. Но самое главное - в Кашгаре стали открыто говорить, что в городе находится «российский разведчик». Начались проверки…Чокан размышляет: « Продлить пребывание в Кашгаре не было воз­можности: слухи о присутствии в караване русского агента сильно тревожили город, и за приезжими деятельно следили».

    ВОЗВРАЩЕНИЕ

    11 марта 1859 года, пробыв в Восточ­ном Туркестане немногим более пяти месяцев, казахский ученый покинул Кашгар. Экспедиция возвращалась не тем путём, которым прибыла, а другим-по руслу реки Тоин.

    Чокану пришлось незаметно на время по­кинуть караван, чтобы выкопать у вершины Теректы тот самый свой личный драгоцен­ный дневник с его заметками, наблюдения­ми, описанием деталей, зарытый 26 сентября. Путешественники в течение трёх дней подни­мались по руслу реки Тоин. В ущелье было очень холодно, постоянно дул пронизываю­щий ветер. Именно здесь, очевидно, Чокан сильно заболел: простудил лёгкие.

    18 марта экспедиция достигла долины озера Чадыркуль, по льду перешли замёрзшее озеро и двинулись в сторону Таш-Рабата.

    И мы, современные члены экспедиции те­перь уже Казахстанского Национального Гео­графического общества, в августе 2015 года во время своего возвращения из Кашгарии посетили Таш-Рабат.Таш-Рабат, построенный в ХV веке, по другим данным – в Х-ХІІ в.в., поразил нас суровой красотой. Он располо­жен на высоте более 3500 метров над уровнем моря на берегах маленькой извилистой речки, которая впадает в реку Кара-Коюн. Длина этого здания 35,7 метра, ширина-33,7 метра. Таш-Рабат перекрыт сферическим куполом. Центральный фасад находится в восточной части каменного дворца. Это высокая камен­ная стена, где имеются мощные ворота с ар­кой и порталом, а по его сторонам - башни. Таш-Рабат построен под горой.И кажется, что каменный дворец является частью гор. Вну­три здания от ворот к большому залу ведёт довольно широкий коридор, а по бокам име­ются небольшие комнаты, пол в этих помеще­ниях ниже, чем в коридоре.

    Почти во всех комнатах отсутствуют окна, поэтому во дворце царит полумрак. Лишь в куполе и в некоторых комнатах имеются ок­на-тунлик, откуда поступал свежий воздух и свет, а выходил дым, когда разводили огонь.

    В здании имеется колодец и зиндан (под­земная тюрьма).

    …А теперь вернёмся снова в 1859 год. Из Таш-Рабата караван двинулся к долине реки Нарын окружной дорогой, боясь нападения киргизского племени черик. Странники до­стигли правого берега реки Нарын, где нахо­дилось укрепление Куртка. В этом населён­ном пункте у торговцев осматривали товар и брали зякет (налог). Караван шёл долиной реки Нарын и достиг аила главы киргизского рода сарыбагыш Турегельды – своеобразно­го «таможенника». Неожиданно здесь Чокан столкнулся со смертельной опасностью. Один из киргизов указал на Валиханова и сказал, что он - русский офицер, а видел он Валихана в Верном.

    Старейшина рода выступил с угрозой в адрес Валиханова, пообещав, что выдаст его, царского шпиона, кокандским властям, а те отрубят ему голову. Но, к счастью, навстречу Чокану двигался казачий отряд, направлен­ный русскими властями, которые знали о воз­вращении столь ценной экспедиции. Напу­ганный Турегельды отпустил караван, пода­рив при этом Чокану и Мусабаю по лошади.

    Уже 12 апреля исследователь вернулся с торговым караваном в укрепление Верное. Экспедиция продолжалась в целом десять ме­сяцев и четырнадцать дней. Это был подвиг исследователя, путешественника, поручика Чокана Валиханова…

    Миссия Чокана Валиханова прошла с большим успехом, но подорвала его здоровье. Он приезжает в Омск, где лечится и работает над своим отчетом о поездке в Кашгарию.

    Основным результатом экспедиции Чока­на Валиханова явилась исследовательская ра­бота «О состоянии Алтышара…». Это было первое научное произведение, посвященное Кашгарии.

    В январе 1860 года ученый приезжает в Петербург, где он сразу же был с уважением принят императором Александром II, награж­ден орденом Святого Владимира 4-й степе­ни, произведен в штаб-ротмистры, получил солидную денежную премию и зачислен на службу в Азиатский департамент МИД Рос­сии.

    Его отчет «О состоянии Алтышара…» был опубликован в сокращенном варианте на русском языке и вскоре переведен на англий­ский, немецкий и французский языки. Пол­ный текст был засекречен и увидел свет лишь в 1904 году. Публикация этой книги сделала Чокана одним из самых знаменитых казахов и ученых-востоковедов своего времени.

    Чокан Валиханов до конца своих дней мечтал вернуться в Кашгар, он хотел быть российским консулом в этом городе, но - не судьба… Незадолго до кончины, в 1864-1865 годах, он внимательно следил за новым вос­станием в Кашгарии и Илийском крае, об этом свидетельствуют его письма к генералу Г.А.Колпаковскому.

    …Прошло более ста пятидесяти лет со дня организации научной экспедиции Ч.Ва­лиханова в Кашгарию. За эти годы многое из­менилось, но труды замечательного ученого и путешественника до сих пор не потеряли актуальности. К ним еще неоднократно будут возвращаться исследователи, которых будет интересовать история и современное положе­ние государств Центральной Азии.

    Категория: История и современность | Добавил: Людмила (10.10.2016)
    Просмотров: 177 | Теги: Исмаилжан ИМИНОВ, Чокан Валиханов | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]