Главная | Регистрация | Вход
...
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
История и современность [4]
КРИТИКА, ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ, ИСКУССТВО [2]
ЮБИЛЕИ [2]
ПЕРЕВОДЫ [4]
ПРОЗА [0]
ПОЭЗИЯ [1]
ОТКРЫТАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ШКОЛА АЛМАТЫ [0]
НОВЫЕ ГОЛОСА [0]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА [0]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАРОДИИ [0]
Поиск
Вход на сайт
Комментарии
Уважаемая Алуэ! Помните, я раскритиковала Вашестихотворение «Я летала в снах своих, а Вы?». Извините, мне тогда не хватило
мудрости отстоять и обосновать свою позицию. Но сейчас я понимаю, что я хотела
Вам сказать: Вы показались мне поэтом пронзительнейшей силы. И мне показалось
ненормальным, что Вы пишете отвлеченные стихи вместо того, чтобы зажигать
поэзию силой конкретного соучастия и сострадания, оказания помощи. Я имею в
виду: Если Вы пишете о снах и хотите передать людям мысль о божественности и гармоничности
мироздания, так и делайте напрямую такой вывод, хваля Создателя за мудрость
сотворенной им природы. Если Вы хотели показать, как просты астральные
путешествия (видите, я так и не знаю, что же Вы точно хотели изобразить), то Вы
должны были сказать и об этом напрямую, принося читателю реальную помощь в
просвещении его. Но Вы не делаете глубокого полезного вывода, не осмысляете то,
о чем говорите в этом стихотворении, как это положено в искусстве. Вы
немножечко его не доработали. Может быть, Вы сейчас все еще не понимаете меня.
Но Ваши стихи :Я в будущее Казахстана верю, стихи об отце говорят о том, что Вы
обязаны сделать очень многое для людей, имея такой дар. Но Вы используете его
только наполовину и мало призываете людей к хорошему образу жизни, передаете им
мало силы и мудрости, какая у Вас должна иметься. Быть может, Вы сами не
придали большого значения в жизни Вашему дарованию и не пытались свято
развивать и реализовать его? Я понимаю, в наши дни это очень тяжело следовать
своему природному призванию. Человек должен выжить сам и вырастить своих детей
в очень сложном мире. Но очень жаль, что возможности, какие нам дает природа,
мы не используем до конца для улучшения жизни общества и нашей собственной
жизни. Это требует огромного самопожертвования, нечеловеческой жизни. Однако
все потом вознаграждается.Поэты в наши днидумают, что целью искусства легко может быть просто выражение чувств и
впечатлений, как у вас в этих стихах. Однако я считаю, что целью поэзии и
вообще любого ремесла может быть только удовлетворение насущных нужд людей.
Поэт создает песенку, которая утешает сердце человека, показывает ему
правильный путь, делает жизненно важное заключение в каждую отдельную эпоху и
даже наводит порядок в обществе! Если поэт не помогает в насущных нуждах другим
профессиям, он не может заслужить свой хлеб. Он не заслуживает, чтобы другие
профессии исполняли свои обязанности по отношению к нему, если сам не исполняет
свои обязанности по отношению к другим сословиям в сохранении их жизни! Может,
поэтому в наши дни социальный статус поэта невесть какой, он считается никому
не нужным, а стихи его не прокармливают, потому что они отвлеченные и не
приносят реальной пользы. Чтобы Вам легче было понять меня, позвольте задать
Вам вопрос: к чему именно Вы призываете читателя в стихотворении «Я летала в
снах своих, а Вы?». Призываете ли Вы любить природу, которая дала нам чудо
полетов во сне? Или Вы, может, интересуетесь, знает ли кто секрет таких снов?
Чему Вы хотите научить? Надо говорить точнее.Ну вот, я высказалавсе, что думала на самом деле. Надеюсь, это утешит Вас после долгого
непонимания, чего же от Вас хотела неизвестная особа из интернета, и поможет
Вам. Но, пожалуйста, дайте мне знать, разрешила ли я все вопросы? Мне бы очень
не хотелось бы оставить кого-то обиженным. Я всего-навсего хотела взять на себя
смелость помочь Вам стать еще лучше как поэт.Спасибо Вам большое! На самом деле я Вас оченьуважаю. Некоторые Ваши стихи мне очень помогли! Но я читала очень мало. У вас
есть книга?Вера Бочкарева

Cпасибо, Лена! ты знаешь, мне нравятся твои стихи. Еще спасибо за инициативу.

,Прекрасный ,вдумчивый  материл Л. Шашковой,раскрывающий наиболее полно грани таланта Ивана Щеголихина.С признате6льностью к автору и поэту Рафаил Синцов, член РСП

На http://www.livelib.ru/ был отчет, очень здорово!!

Нас развели... Но нас не спросили.
Не потерять бы теперь и Россию.

Браво, Гирей! Счастлив, что могу общаться с тобой,читая твои бесподобные стихи.  И горжусь, что дружили в лучшие времена. С.Ш.

Бахытжан! Глубокие, философские мысли, искренние чувства вложил ты в свою Поэзию... Сможешь, загляни ко мне на стихи.ру. Там есть моя степь Она и твоя. С.Ш.

Люба! Выложи свои стихи. Хочетсч познакомиться.

Зима вьюгой закружила,
Забуранила.
Ты меня приворожила,
В сердце ранила.
В танце бусами звеня,
С песней лИхою -
Заманила ты меня
Заманихаю.
Сам не свой теперь хожу
Привороженный.
Тебя за руку держу,
Как стреноженный.
Не могу и не хочу
Растреножиться.
Не гадаю и молчу-
Как всё сложится?
Слышу шепот:"Будешь мой,
Расцелованный".
И вернулся я домой
Очарованный.
И оттаяла душа -
Была стылая.
Ах, как жизнь-то хороша
С тобой, милая!
Ты мне счастье подарила,
В сердце ранила...
Зима очень задурила -
Забуранила.

В романе «Ночь предопределений» сплетены история и современность. Герой Ю.Герта - писатель - приезжает на Мангышлак, место действия своей
будущей книги о Зигмунте Сераковском, революционере-демократе,
сподвижнике Чернышевского и Герцена, более ста лет назад сосланного в
эти края. В романе два основных сюжетных узла. Первый - главный - связан
с нашим временем. Нефтяники, архитекторы, журналисты, с которыми
встречается герой романа, а в особенности события, разворачивающиеся
перед ним, заставляют его требовательно вглядеться в себя, заново
определить свою жизненную позицию. В центре второго узла - судьба
революционера, дающая возможность осмыслить значение личности в
масштабах истории.

Теги
Наш опрос
Читаете ли вы электронные книги?
Всего ответов: 293
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Альманах "Литературная Алма-Ата"- 2016 » История и современность

    Алма Оразбаева – основательница женского движения Казахстана

     

    ОБ АВТОРЕ

    Журналист, обозреватель международного научного исторического жур­нала «Манги ел», ветду два раздела: «Легендарные и неповторимые» и «Цена Победы». В разделах публикуются собственные материалы – результаты ис­следований женского движения в Казахстане, о вкладе казахских женщин в развитие страны. «Цена Победы» - о поисках пропавших без вести казахов Второй Мировой войны. В недавнем прошлом главный редактор женского общественного журнала «Ару жан». Автор более 300 публицистических ра­бот. Ждут своего издания 5 книг. Снято по материалам исследований 10 до­кументальных фильмов на канале ТВ «Мир» и Билим.

    ***

    Когда речь идет об Алме Оразбаевой, не­вольно напрашивается слово «первая». Она действительно первая казашка, став­шая членом большевистской партии в 1919 году. От рядовой учительницы она поднялась до уровня пар­тийного общественного деятеля. И хотя это имя о многом говорит старшему поколению казахстанских женщин, оно, к сожалению, практически незнакомо поколению нынешнему. С высот сегодняшнего дня теперь кажется все другим. Людей поколения Алмы, которые устанавливали советскую власть, отличали целеустремленность, ответственность, преданность своим идеалам и огромное желание служить своему народу. Сейчас стало модным отказываться от про­шлого или, еще хуже, показывать все в черном цве­те. Справедливо ли это? Ведь прошедшие годы – это тоже история народа.

    И было много сынов и дочерей казахского на­рода, безусловно принявших идею социализма и до конца отдавших жизнь за его процветание. Одной из них и была Алма Оразбаева.

    Алма Динмухамбетовна Оразбаева родилась 28 декабря 1898 года во Внутренней Букеевской Орде (ныне поселок Урда Западно-Казахстанской обла­сти). Отец Алмы Динмухамбет был рабочим-куста­рем, содержавшим свою большую семью тяжелым трудом. Начальное образование все дети получили в одноклассном русско-казахском училище в Урде. Это учебное заведение было первым в казахских степях, основанным в 1841 году ханом Жангиром. В период ее обучения наряду с известными казахскими про­светителями С. Мендешевым, М. Сарембиевым, Н. Залиевым преподавали русские и чувашские интел­лигенты, сосланные за свои передовые взгляды в Бу­кеевскую степь.

    «В училище работали образованные педагоги, прогрессивно мыслящие люди. В моей памяти глубо­кий, неизгладимый след оставили директор училища Г.П. Николаев, его предшественник Д.И. Кочуров, молодые учителя А.Н. Марченко, П.И. Апухтин, вос­питатели Ф.И.Белов и И.С. Ткаченко. Как выясни­лось позже, большевик Григорий Петрович Николаев отбывал в Урде ссылку и находился под негласным надзором полиции, - так вспоминает в своей книге «И горек дым войны» современник Алмы Оразбаевой Шакир Джексенбаев, ставший первым казахом гене­ралом в советское время.

    Училась грамоте Алма у сильного состава педа­гогов. Они и приметили способную девочку, которая выделялась прилежностью и тягой к знаниям. После успешного окончания русско-казахского училища в Урде, она при помощи своих наставников была при­нята в чувашскую школу в Симбирске. Через год уче­бы скончается ее отец, и продолжить обучение там она не сможет.

    Но ей очень хотелось учиться: мысль об уче­бе, о знаниях ни на миг не покидала ее. Продолжит обучение во вновь открытой в Урде в двухклассной женской школе, затем на трехгодичных учительских курсах. Получив квалификацию учительницы на­чальных классов, была направлена на работу в Жа­накалинский район аульной учительницей. Здесь ее застала февральская революция в России.

    В это неспокойное время Алма окунется в по­литическую и социальную жизнь страны. Наряду с другими учителями аула она с радостью воспринима­ет весть о падении царского правительства в феврале 1917 года. Алме довелось принять непосредственное участие и в работе состоявшегося в мае того же года в Урде съезда учителей, организованного под руковод­ством Сейткали Мендешева.

    На собрании бедняков, состоявшегося 2 декабря 1917 года (по старому стилю) в Урде, по инициативе нелегально прибывших из Астрахани коммунистов и местных активистов была провозглашена совет­ская власть на всей территории Букеевской области. В этих революционных событиях помимо опытных политиков, как Петр Иванович Варламов, Сейткали Мендешев, принимала участие и Алма Оразбаева.

    Алма с детских лет видела бесправное положе­ние казахских женщин, этим и объясняется ее актив­ная работа с женщинами с первых дней установления советской власти. Занимаясь вопросами равноправия женщин, проблемами вдов, Алма старалась раскрыть глаза забитым, обездоленным в своем бесправии женщинам-казашкам.

    В Казахстане мало кто знает, что именно благо­даря усилиям Алмы Оразбаевой 25 декабря 1920 года в нашей республике было принят Декрет, отменяю­щий калым. Было решено 4 января праздновать День независимости казахских женщин. Впоследствии немало женщин благодаря заботе и вниманию Алмы получили образование и активно принимали участие в жизни страны.

    - Меня сделала человеком Алма, - говорила не раз Саналиева Нуржамал апай, многие годы занимав­шая должность заместителя министра социального обеспечения республики. – Отец мой Сейсенгали был бедным из бедных. Доведенный до отчаяния беспро­светной нищетой, он, оказывается, позарившись на калым, помолвил меня, пятилетнюю девчушку, с придурковатым сыном бая по имени Сарыбай. Засту­пилась Алма. В то время мне шел 14-й год. Она сама отвела меня за руку, определила в школу ликбеза.

    Для просвещения людей и искоренения безгра­мотности были созданы «Красные юрты», вместе с «красными юртами» Алма ездила по аулам, увиден­ное и опыт общения с простыми людьми помогли ей не просто лучше знать жизнь своего народа, принять участие в подготовке законодательных документов.

    В октябре 1920 года в Оренбурге проходил I уч­редительный съезд Советов Казахстана. На нем была принята «Декларация прав трудящихся Киргизской (Казахской) АССР. Одним из авторов этого документа была Алма. Организаторские способности Алмы про­явились во время создания первого образцового кон­ного полка – первенца национальных вооруженных сил. Ей довелось обучать молодых джигитов грамоте, русскому языку, вела среди бойцов общественно-по­литическую работу. Вместе с комиссаром полка Би­сеном Жанекешевым она включается в кропотливую работу по созданию в Казахстане красноармейского клуба. Клуб был открыт 22 июня 1919 года в Урде.

    - Мне особенно запомнился один вечер, посвя­щенный формированию в Урде первого конного пол­ка. Перед казармой была сооружена большая сцена, на нее одна за другой выходили девушки, женщины, возглавляемые Алмой, они весь вечер пели, танце­вали. Алму я впервые увидел в 1917 году. На сцене молодежь поставила пьесу К. Мендыханова «Мал­дыбай», в ней она играла роль девушки, проданной за калым. Вместе с ней на сцену вышли и две другие девушки-казашки: Мубина Ниязова, Мадина Бегали­ева. В связи с этим помню, как с восторгом писала о смелом шаге девушек газета «Ұран», - вспоминает аксакал Нигметов Ермеккали, проживший до 90 лет. В ЦГА РК хранится приказ Казахского комиссариата по военным делам за № 45 от 17 июня 1919 года. Со­гласно ему Алма Оразбаева назначается агитатором политико-просветительского отдела Комиссариата и вскоре направляется на курсы агитаторов и просве­тителей при Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова в Москве. Здесь она знакомится с та­кими видными деятелями партии, как Н.К. Крупская, Инесса Арманд, Р.С. Землячка, Е.М. Ярославский, В.В. Куйбышев.

    Знания, полученные в столице, неоднократные встречи, беседы с государственными деятелями впо­следствии сыграли решаюшую роль в дальнейшем формировании мировоззрения Алмы. 14 октября 1919 года в Москве первой из казахских девушек Алма Оразбаева вступает в ряды РКП(б).

    После окончания курсов марксизма-ленинизма при ВКП(б) в 1925 году Алма назначается заведую­щим главполитпросветом, утверждается членом кол­легии комиссариата народного просвещения и начи­нает работать под непосредственным руководством Н.К. Крупской. Была знакома с Александрой Коллон­тай. Ей довелось видеть Владимира Ильича Ленина и слушать его выступления.

    Много труда вложила Алма Оразбаева, чтобы по крупице собрать культурное наследие родного народа. Как вспоминали современники, она сама была не обде­лена талантом. Мастерски исполняла народные песни.

    В мае 1921 года Алма Оразбаева приезжает в Орду и проводит губернскую конференцию беспар­тийных женщин. Среди ее участниц была Дина Нур­пеисова, знаменитый композитор, которая приехала из дальнего аула. На конференции был заслушан до­клад Алмы Оразбаевой «Что дала советская власть женщине?». После исполнения Диной Нурпеисовой кюев, народные песни спела Алма. Так раскрылась еще одна грань ее таланта. Благодаря ей были записа­ны более десяти песен. «Айнамкоз», «Япурай», «Му­хит» - наиболее популярные из них.

    «Алма Оразбаева – молодая учительница, пере­довая воительница фронта освобождения киргиз­ских женщин. Она имела серебряно звучащий голос – сопрано, была очень музыкальной. Ее пение глубоко волновало душу слушателей. Алма Оразбаева была первой киргизской женщиной, горячо поддержавшей мою работу и давшей много ценных сведений», - та­кие признательные строки посвятил ей исследова­тель А.В.Затаевич.

    Алма помогла Затаевичу и в поисках других не­заурядных исполнителей народных песен, способ­ствовала встрече с ними. Будучи заведующей жен­ским отделом при областном комитете ВКП (б), она 20 июня 1921 года знакомит Сару Есову – студентку, прибывшую из Ташкента, с Затаевичем. Александру Викторовичу удалось записать в исполнении Сары песни «Гулзейнеп» и «Сулушаш», которые вошли в сборник «1000 песен», а две другие узбекские песни «Гульнара», «Субхийдиль» сохранились в рукописях исследователя. В то время не было современной зву­козаписывающей техники и потому мы лишены воз­можности слушать голос самой Алмы.

    Алма стала членом редакционной коллегии пер­вой казахской комсомольской газеты «Ортен», кото­рая выходила в Оренбурге. Она также была членом редколлегии журналов «Әйелдер теңдігі», «Жас Қа­зақ», «Жас большевик», «Жас қайрат». В 1927 году вышла в Кызылорде ее брошюра под названием «Памятка женщины-работницы». Однако публици­стическая деятельность Алмы Оразбаевой почти не изучена.

    В 1926 году в Кызылорде Алма организовала первую ковроткацкую артель казахских женщин. Нелегко было организовать ее. Женщины артели, ко­торую возглавляла Алма, объезжали аулы и города, чтобы собрать работниц. По настоятельной просьбе рабочих первая ковроткацкая артель должна была но­сить имя ее организатора – Алмы Оразбаевой. Такая запись имеется в протоколе заседания комиссии ЦИК Каз. АССР по улучшению быта от 28 июня 1928 года. В нем идет речь об оказании помощи со стороны СНК КазАССР первой женской кооперации.

    За десять лет, в течение которых Алма Оразбае­ва активно участвовала в общественно-политической жизни страны, ей удалось достичь немало, она вы­росла как государственный и партийный деятель. От­ветственные посты, которые она занимала с 1919 по 1928 годы: ответственный секретарь казахской сек­ции Оренбурского губкома РКП (б), заведующая от­делом Букеевского Губкома партии, член бюро и за­ведующая отделом по работе с женщинами Киробко­ма и краевого комитета партии, заведующая отделом главного управления по политико-просветительской работе. Судя по архивным документам в ноябре 1925 года Алма Оразбаева исполняла обязанности предсе­дателя Президиума Центрального Исполнительного Комитета Казахской АССР.

    Наряду с исполнением ответственных государ­ственных должностей Алма активно участвовала и в общественной жизни страны: являлась членом Центрального Исполнительного Комитета Казахской АССР, Всесоюзного Исполнительного Комитета, Ко­миссии по делам крестьянских и рабочих женщин при Центральном Комитете РКП (б).

    Ее активная деятельность не осталась не замечен­ной – она была признана как личность международ­ного масштаба в рядах женского коммунистическо­го движения. В 1924 году Алма Оразбаева в составе советской делегации принимает участие в работе III международной конференции женщин-коммунистов, проходившей в Берлине, близко знакомится с деяте­лем международного рабочего движения, одним из основателей Германской Коммунистической партии Кларой Цеткин. По возвращении Алма Оразбаева де­лает несколько докладов о данной конференции. Об одной из встреч Алмы с женщинами в виде отчета писала газета «Советская степь» - орган Казахского областного комитета партии 26 августа 1924 года.

    В 1928 году Центральный Комитет ВКП (б) отзывает Алму Оразбаеву и направляет в Саратов. Здесь она назначается членом бюро и заведующей отделом Нижне-Волжского краевого комитета и до­полнительно исполняет обязанности заместителя председателя краевого союза колхозников. О том, что это будет пределом взлета ее карьеры, в то время не могли знать ни сама Алма, ни другие…

    Через год после перевода в Саратов Алма Ораз­баева по заданию Коминтерна командируется в Мон­гольскую Народную Республику для оказания по­мощи работы среди женщин. В этот период ее муж Иван Дмитриевич Каширин – руководитель краево­го управления ОГПУ (до этого он работал народным комиссаром внутренних дел Казахской ССР). Перед отъездом Алма поселяет в дом свою племянницу Сакипжамал (дочь старшей сестры Канипы), чтобы она присматривала за двухлетним сыном по имени Алмарев (сокращенное от «Алма-революционерка).

    Это время отмечено ростом авторитета, карье­ры, внимания и почета к собственной персоне. У нее была семья, ребенок. Она надеялась, что лучшее у нее впереди. И в Монголию она собиралась с такими мыслями и чувствами.

    Но судьба расставила все иначе. Вернувшись, она была шокирована новостью. В ее отсутствие Каширин обманом завлек Сакипжамал и она ждала ребенка от него. Возможно, это ужасное известие сильно подействовало на Алму, то ли не выдержали нервы тяжелой, умственной нагрузки, она заболеет: теряет рассудок и попадает в больницу.

    Долгих пять лет она пробудет в Томской психиа­трической больнице. По настоянию врачей старший брат Губайдолла в надежде отправить ее в один из лучших санаториев продает дом, скот и на эти сред­ства в 1937 году приезжает в Алма-Ату. Он обраща­ется к Нагиме Арыковой, работавшей в Наркомсо­бесе, просит помочь, но получает отказ: «Никакой курорт теперь не поможет Алме, кто Вас приглашал сюда?».

    Как же сложилась судьба семьи Алмы? После ареста и расстрела Каширина, ее бывшего мужа, в 1937 году была арестована как жена врага народа и Сакипжамал. Из заключения она вернулась через 10 лет. Алмарев, потеряв отца, мать и мачеху, види­мо, воспитывался в детском доме. Как рассказывал Амантай Хамзин, научный руководитель Урдинско­го историко-краеведческого музея на родине Алмы Оразбаевой, ему удалось найти и Сакипжамал, и Алмарева, когда они проживали в Москве. Алмарев, мотивируя незнанием родной матери, не очень был расположен к откровенному разговору. Сакипжа­мал попыталась обвинить в перипетиях своей судь­бы Алму, заявив: «Неприятную роль сыграла она в моей судьбе, оставив меня, несмышленую девчушку, в доме с мужчиной, да и сама после того заболела неизлечимой болезнью».

    По мнению врачей, лечивших Алму, «она мог­ла вполне вылечиться в домашних условиях при хорошем уходе и надлежащем внимании со сторо­ны родственников». Судя по письмам и заявлениям, написанных в различные инстанции от ее имени, тяжело больная Алма проживала во многих местах: в Алматы; селе Тургень Енбекшиказахского района Алматинской области; в поселках Урда, Жанибек, Сайхин Западно-Казахстанской области; селе Сер­геевка Тюлькубасского района Южно-Казахстан­ской области; на станции Луговая Джамбулской области.

    Никто из ее близких людей, так усердно пек­шихся о ее пенсии (у нее была персональная пенсия 300 рублей), нисколько не задумывались о ее траги­ческой судьбе. Пытались поскорее отделаться, поме­щая ее в различные лечебные учреждения. Правда, аккуратно получали ее пенсию.

    Постановлением министерства социального обеспечения о прекращении выдачи пенсии в связи с кончиной Алмы Оразбаевой датируется 1 апре­ля 1948 года. Факт этот подтверждается и письмом Луговской районной государственной сберкассы в адрес министерства, где сообщается, что Мадина Омарова (младшая сестра Алмы) оповещена о пре­кращении выдачи пенсии. По этим данным можно сделать вывод, что Алмы не стало в начале 1948 года в возрасте 50-ти лет. На станции Луговая, попав в непогоду, Алма заблудилась. Могила ее не установ­лена до сих пор.

    Есть улицы, названные ее именем. Открыт му­зей на ее родине – Орде. Имеются мемориальные доски на домах, где училась и работала Алма Ораз­баева. Надеемся, что придут еще исследователи, они напишут книги, снимут фильмы – словом, не зарас­тет народная тропа, и люди всегда будут помнить тех, благодаря кому мы сейчас живем. А значит, бу­дут помнить и об Алме Оразбаевой.

    Категория: История и современность | Добавил: Людмила (10.10.2016)
    Просмотров: 254 | Теги: Алма Уразбаева, Дина ИГСАТОВА | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]