Главная | Регистрация | Вход
...
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
История и современность [4]
КРИТИКА, ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ, ИСКУССТВО [2]
ЮБИЛЕИ [2]
ПЕРЕВОДЫ [4]
ПРОЗА [0]
ПОЭЗИЯ [1]
ОТКРЫТАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ШКОЛА АЛМАТЫ [0]
НОВЫЕ ГОЛОСА [0]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА [0]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАРОДИИ [0]
Поиск
Вход на сайт
Комментарии
Уважаемая Алуэ! Помните, я раскритиковала Вашестихотворение «Я летала в снах своих, а Вы?». Извините, мне тогда не хватило
мудрости отстоять и обосновать свою позицию. Но сейчас я понимаю, что я хотела
Вам сказать: Вы показались мне поэтом пронзительнейшей силы. И мне показалось
ненормальным, что Вы пишете отвлеченные стихи вместо того, чтобы зажигать
поэзию силой конкретного соучастия и сострадания, оказания помощи. Я имею в
виду: Если Вы пишете о снах и хотите передать людям мысль о божественности и гармоничности
мироздания, так и делайте напрямую такой вывод, хваля Создателя за мудрость
сотворенной им природы. Если Вы хотели показать, как просты астральные
путешествия (видите, я так и не знаю, что же Вы точно хотели изобразить), то Вы
должны были сказать и об этом напрямую, принося читателю реальную помощь в
просвещении его. Но Вы не делаете глубокого полезного вывода, не осмысляете то,
о чем говорите в этом стихотворении, как это положено в искусстве. Вы
немножечко его не доработали. Может быть, Вы сейчас все еще не понимаете меня.
Но Ваши стихи :Я в будущее Казахстана верю, стихи об отце говорят о том, что Вы
обязаны сделать очень многое для людей, имея такой дар. Но Вы используете его
только наполовину и мало призываете людей к хорошему образу жизни, передаете им
мало силы и мудрости, какая у Вас должна иметься. Быть может, Вы сами не
придали большого значения в жизни Вашему дарованию и не пытались свято
развивать и реализовать его? Я понимаю, в наши дни это очень тяжело следовать
своему природному призванию. Человек должен выжить сам и вырастить своих детей
в очень сложном мире. Но очень жаль, что возможности, какие нам дает природа,
мы не используем до конца для улучшения жизни общества и нашей собственной
жизни. Это требует огромного самопожертвования, нечеловеческой жизни. Однако
все потом вознаграждается.Поэты в наши днидумают, что целью искусства легко может быть просто выражение чувств и
впечатлений, как у вас в этих стихах. Однако я считаю, что целью поэзии и
вообще любого ремесла может быть только удовлетворение насущных нужд людей.
Поэт создает песенку, которая утешает сердце человека, показывает ему
правильный путь, делает жизненно важное заключение в каждую отдельную эпоху и
даже наводит порядок в обществе! Если поэт не помогает в насущных нуждах другим
профессиям, он не может заслужить свой хлеб. Он не заслуживает, чтобы другие
профессии исполняли свои обязанности по отношению к нему, если сам не исполняет
свои обязанности по отношению к другим сословиям в сохранении их жизни! Может,
поэтому в наши дни социальный статус поэта невесть какой, он считается никому
не нужным, а стихи его не прокармливают, потому что они отвлеченные и не
приносят реальной пользы. Чтобы Вам легче было понять меня, позвольте задать
Вам вопрос: к чему именно Вы призываете читателя в стихотворении «Я летала в
снах своих, а Вы?». Призываете ли Вы любить природу, которая дала нам чудо
полетов во сне? Или Вы, может, интересуетесь, знает ли кто секрет таких снов?
Чему Вы хотите научить? Надо говорить точнее.Ну вот, я высказалавсе, что думала на самом деле. Надеюсь, это утешит Вас после долгого
непонимания, чего же от Вас хотела неизвестная особа из интернета, и поможет
Вам. Но, пожалуйста, дайте мне знать, разрешила ли я все вопросы? Мне бы очень
не хотелось бы оставить кого-то обиженным. Я всего-навсего хотела взять на себя
смелость помочь Вам стать еще лучше как поэт.Спасибо Вам большое! На самом деле я Вас оченьуважаю. Некоторые Ваши стихи мне очень помогли! Но я читала очень мало. У вас
есть книга?Вера Бочкарева

Cпасибо, Лена! ты знаешь, мне нравятся твои стихи. Еще спасибо за инициативу.

,Прекрасный ,вдумчивый  материл Л. Шашковой,раскрывающий наиболее полно грани таланта Ивана Щеголихина.С признате6льностью к автору и поэту Рафаил Синцов, член РСП

На http://www.livelib.ru/ был отчет, очень здорово!!

Нас развели... Но нас не спросили.
Не потерять бы теперь и Россию.

Браво, Гирей! Счастлив, что могу общаться с тобой,читая твои бесподобные стихи.  И горжусь, что дружили в лучшие времена. С.Ш.

Бахытжан! Глубокие, философские мысли, искренние чувства вложил ты в свою Поэзию... Сможешь, загляни ко мне на стихи.ру. Там есть моя степь Она и твоя. С.Ш.

Люба! Выложи свои стихи. Хочетсч познакомиться.

Зима вьюгой закружила,
Забуранила.
Ты меня приворожила,
В сердце ранила.
В танце бусами звеня,
С песней лИхою -
Заманила ты меня
Заманихаю.
Сам не свой теперь хожу
Привороженный.
Тебя за руку держу,
Как стреноженный.
Не могу и не хочу
Растреножиться.
Не гадаю и молчу-
Как всё сложится?
Слышу шепот:"Будешь мой,
Расцелованный".
И вернулся я домой
Очарованный.
И оттаяла душа -
Была стылая.
Ах, как жизнь-то хороша
С тобой, милая!
Ты мне счастье подарила,
В сердце ранила...
Зима очень задурила -
Забуранила.

В романе «Ночь предопределений» сплетены история и современность. Герой Ю.Герта - писатель - приезжает на Мангышлак, место действия своей
будущей книги о Зигмунте Сераковском, революционере-демократе,
сподвижнике Чернышевского и Герцена, более ста лет назад сосланного в
эти края. В романе два основных сюжетных узла. Первый - главный - связан
с нашим временем. Нефтяники, архитекторы, журналисты, с которыми
встречается герой романа, а в особенности события, разворачивающиеся
перед ним, заставляют его требовательно вглядеться в себя, заново
определить свою жизненную позицию. В центре второго узла - судьба
революционера, дающая возможность осмыслить значение личности в
масштабах истории.

Теги
Наш опрос
Читаете ли вы электронные книги?
Всего ответов: 292
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Альманах "Литературная Алма-Ата"- 2016 » История и современность

    Гopoду Алматы 1000 лет

    Карл БАЙПАКОВ
    Родился 17 ноября 1940 г. в г. Талгаре. В 1963 г. окончил исторический
    факультет (кафедра археологии) Ленинградского государственного универ-
    ситета. Доктор исторических наук (1986), профессор (1995), Директор Ин-
    ститута археологии Академии наук Республики Казахстан (с 1991).им Мор-
    гулана, член-корреспондент Национальной Академии наук (1994). Основное
    направление исследований: археология Казахстана; урбанизация средневе-
    кового Казахстана и Центральной Азии; история культуры Казахстана; Ве-
    ликий Шелковый путь. Опубликовано свыше 300 научных работ. За свою
    работу награжден медалью ЮНЕСКО; руководитель секции «Памятники
    археологии» Общественного Совета по реализации государственной про-
    граммы «Культурное наследие»; Международный эксперт ЮНЕСКО: проек-
    та Казахстан-Япония-ЮНЕСКО «Сохранение древнего городища Отрар» (2001-2004 гг.) по подготовке
    трансграничной номинации «Великий Шелковый путь: Китай – Центральная Азия»
    ОБ АВТОРЕ

    Алматы, как и все города, многолик и многогранен, исторически многослоен. Это своеобразный аккумулятор истории, свидетель и участник многих выдающихся со­бытий. Город переживал периоды упадка, возрождался, поднимаясь из руин, находил­ся в постоянном процессе обновления. Очень образно писал об исторических судьбах городов Чингиз Айтматов: «Труднее всего рассказать о каком-либо городе, даже о своем родном. Всегда чувствуешь, что не в состоянии поведать и сотой доли того, что хотел бы. Города – это миры нашей планеты, это далекое прошлое и сегодняш­ний день, и наше будущее!» История Алматы, возникновение и этапы его жизни, определение статуса города, его месторасположение вызывают неподдельный инте­рес и порождают множество вопросов. Один из них связан с определением понятия «город» или «что считать городом?» Даже в наше время при выделении городов из числа прочих населенных пунктов допускается ряд условностей. Тем более трудно решить этот вопрос применительно к эпохам. Понятие «город» в разное время, в разных обществах имело различное содержание. В одних случаях оно связывалось с укрепленным селением, как, например, на Руси; для античного полиса главное не на­личие крепостной стены, а особый политический статус.

    На мусульманском Востоке господ­ствовало представление о городе как об административном центре. В целом можно констатировать, что возникнув в результате роста материальных потребностей, производительных сил, преодоления узких ра­мок натурального хозяйства, город превратился в центр политической, экономической и культур­ной жизни, каковым он остается и по настоящее время. Топографическими признаками городов являются монументальные престижные здания, храмы и дворцы, которые символизируют не только большие возможности городских центров по организации труда, но и их лидерство в окру­жающем социальном пространстве. Возникно­вение города знаменует наступление этапа урба­низации общества, переход его к более высокой стадии развития. Предурбанизационный период региона Жетысу-Семиречья связывается с эпо­хой древних тюрков. В это время здесь возника­ют многочисленные поселения, жители которых занимались ремеслом, земледелием и скотовод­ством.

    Все это создало базу для расцвета урбаниза­ции в ΙΧ-ΧΙΙ вв. – в эпоху существования Кара­ханидского государства, которая характеризуется количественным ростом городов, расширением их территории, развитием ремесла и торговли, в том числе и международной, по Шелковому пути. Торговля стимулировала развитие город­ской жизни, экономики, денежного обращения, коммуникаций, по которым распространяются элитные товары, культурные эталоны и религии. Жетысу становится одним из крупных регионов средневековой жизни на Востоке. Средневеко­вые китайские, арабские, персидские письмен­ные источники сообщают о нескольких крупных городах Семиречья – Тальхире, Ики-Огузе, Кая­лыке, Иланбалыке. Среди них был и город, нахо­дившийся на месте нынешнего Алматы. Жителя­ми городов были тюрки: джикили, ягма, карлуки, кыпчаки. В городах проживали также согдийцы, иранцы. Они исповедовали ислам, но были и буд­дисты, и христиане.

    А о чем говорят письменные источники? В сочинении государственного деятеля первой по­ловины XVI в. писателя и поэта Захириддина Мухаммеда Бабура есть такие сведения: «Фер­гана – область в пятом климате, находится на границе возделанных земель: на востоке от нее – Кашгар, на западе – Самарканд, на юге – горы Бадахшанской границы. На севере, хотя рань­ше были города, подобные Алмалыку, Алмату и Янги, название которого пишут в книге Тараз­кент, но они разрушены монголами, и там совсем не осталось населенных мест». О городе Алматы пишет современник Бабура Мухаммед Хайдар Дулати, автор сочинения «Тарих-и Рашиди», на­зывая город Алматы «одним из известнейших мест Могулистана». И, наконец, неоспоримые данные о городе Алматы получены из нумизма­тических источников. В 1979 году на территории бывшего Пограничного училища (сейчас Воен­ный Институт) были найдены две серебряные монеты. Остатки надписей на обеих монетах оказались неразборчивыми. Внимание привлек­ло изображение никогда ранее не встречавшейся тамги. На основании этой находки востоковедом и нумизматом В.Н.Настичем было высказано предположение о местном, семиреченском, про­исхождении этих монет и о возможном суще­ствовании монетного двора в XIII веке на тер­ритории средневекового Алматы. В 1990 г. еще две монеты с идентичными тамгами, но отлича­ющимися от вышеописанных по оформлению (в частности, тамги на них помещены не рядом, а на разных сторонах монет), попали на определе­ние к В.Н. Настичу. В круговой легенде одной из монет ясно различается название монетного дво­ра и слово единиц в дате: «чеканен этот дирхем в городе (балад) Алматы в году». Слово Алматы выбито без точек и огласовок, но его графика по­зволяет уверенно читать как «Алматы» и видеть в нем наименование города, располагавшегося в XIII в. на месте южной столицы Казахстана и уже тогда называвшегося, как и сегодня, Алматы (яблочный город). Удалось определить и дату че­канки монет: это 684 и 685 гг.х., по нашему лето­исчислению 1285-1286 и 1286-1287 гг.

    Поставить окончательную точку в локали­зации и определении возраста города Алматы смогли археологи. Как отмечалось, важный этап обживания территории Алматы связан с эпохой средних веков, когда здесь формируются посе­ления и города. Большая часть их уничтожена современной застройкой, другие исследованы археологами, некоторые известны по материалам научных отчетов, случайным находкам и кладам. Сейчас средневековых городищ, на которых мож­но вести исследования, не осталось, кроме одно­го, находившегося в юго-западной части совре­менной Алматы, вверх по улице Дулати в ущелье Алмарасан. Об остатках этого города писал из­вестный российский ученый-востоковед В.В. Бартольд в 1894 году. Он обследовал развалины вместе с городским архитектором В.П. Гурдэ. В отчетах краеведов первой половины XX столетия В.Д.Городецкого, Б.Н.Дублицкого сохранились описания средневековых городищ на территории Алматы: в районе посел­ка Горный Гигант, на реке Весновка, вблизи санатория «Турксиб». Исследования, которые проводились в 80- 90-х годах прошлого столе­тия археологом Ф.П.Григо­рьевым, выявили на севере города средневековое посе­ление Теренкора на правом берегу реки Весновка и остатки поселения по дороге на Ремизовку. На территории Ботанического сада в 1969 году был случайно обнаружен клад керамики Х-ХII вв. и остатки городища. Однако наибольший инте­рес представляло городище, расположенное на месте, где сейчас находится Военный институт (бывшее Пограничное училище). Остатки его были выявлены при строительных работах. В 1980 году были обнаружены остатки средневеко­вой кузнечной мастерской, а в ней - крицы (за­готовки железа), набор топоров, тигли и остатки кузнечного горна. Мастерская датируется X-XIII вв. Рядом с Пограничным училищем, на усадьбе частного дома была найдена керамика. Ограни­ченные раскопки выявили здесь культурный слой с остатками строительных конструкций и здесь же был собран комплекс керамики. Это обломки кувшинов с ручками и двух кувшинов без ручек. Датируется керамика X-XIII вв. Именно с этим городищем связаны находки вышеописанных монет. Таким образом, находки керамики, изго­товленной на гончарном круге, продукции раз­витого кузнечного ремесла, монетного – безус­ловное свидетельство того, что здесь в Х-ХIII вв. находился город. Алматы был центром полити­ческой, экономической и культурной жизни Ка­раханидского, а затем Чагатаидского государств, крупным населенным пунктом, игравшим важ­ную роль в международной торговле на Великом Шелковом пути.

    Следовательно, опираясь на данные пись­менных источников, находки монет и археологи­ческие материалы, можно заключить, что город Алматы возник в X-XI вв. и, таким образом, исто­рия его насчитывает не менее 1000 лет. Конечно же важно и интересно «увидеть» город каким он был тысячу лет тому назад, узнать о людях здесь живших, тех кого мы сейчас называем нашими предками, узнать о статусе го­рода, его роли в политике и эко­номике, культуре того времени. Но, поскольку остатки города не сохранились, они разруше­ны или находятся под застрой­кой современного Алматы, то приходится обращаться к ана­логам, письменным источни­кам, археологическим материалам.

    И здесь нам повезло. Так, в персидском гео­графическом сочинении «Худуд ал-Алам – Гра­ницы Мира», написанном неизвестным автором в 982-983 гг. н.э. (Х в.), есть сведения о соседнем с Алматы городе Тальхире (Тальхизе), которое отождествляется с городищем Талгар, который находится на южной окраине современного Тал­гара, на правом берегу реки Талгар, всего 20 км восточнее Алматы. Автор сообщает о том, что города Тонг и Тальхиза расположены между го­рами, между чигилями и карлуками. Жители их «воинственные, смелые и доблестные». Эти пле­мена относятся к древним тюркам, они оставили яркий след в средневековой истории. Кроме чиги­лей и карлуков здесь проживали также тюркские племена ягма, басмылы, кимаки. Городище Тал­гар – один из замечательных памятников Жетысу. Достаточно заметить, что в Жетысу в XI-XII вв. в эпоху расцвета тюргешей, империи Караханидов существовало государство Карлукских джагбу (верховных правителей) с центром в городе Кая­лыке, расположенном в долине реки Лепсы, в 170 км восточнее г. Талдыкоргана. Именно в этом го­роде в 1253 г. побывал Гильом де Рубрук – посол французского короля Людовика IX к монгольскому каану Мунке по пути в столицу монголов Ка­ракорум. О развалинах Каялыка писал еще Чокан Валиханов, много лет здесь велись и ведутся ар­хеологические исследования, давшие материалы об этом городе. Он так же как и Алматы, и Кая­лык расположен на Великом Шелковом пути. Эти города были крупными торговыми и ремеслен­ными центрами, через которые проходило много караванов с товарами из Китая, Индии, Ближне­го и Среднего Востока, Средней Азии, Европы. Поэтому здесь были найдены импортные товары из этих стран: высокохудожественные изделия из бронзы – кувшины, чаши, светильники; драго­ценная керамика и украшения. В самих городах процветали ремесла: Тальхир славился своими кузнецами, которые умели варить булатную сталь и изготавливать из нее замечательные изделия. В Талгаре, видимо, функционировал монетный двор. Население Жетысу в это время уже приня­ло ислам, но в городах кроме мусульман прожи­вали люди, верующие в буддизм и христианство, о чем сообщает Гильом де Рубрук, посетивший здесь буддийский храм и христианскую церковь. Толерантность населения, в том числе конфесси­ональная, способствовали расцвету городов. Они были благоустроены, городские улицы мости­лись булыжниками, вода в город подавалась при помощи водопровода из ке­рамических труб. Мощные глинобитные городские стены с башнями по углам защищали Тальхир. Цен­тральная часть Тальхира занимала площадь 9 гек­таров, а за стеной находи­лись торгово-ремесленные предместья, располагались городские некрополи. Го­род занимал большую пло­щадь, лишь южный рабад Талгара – не менее 20 га, сохранившийся до сих пор. В долине р. Талгар располагались аулы земледельцев. Жители зани­мались и скотоводством, в том числе отгонным. Рядом с городом проходили маршруты кочевни­ков, двигавшихся летом на летние пастбища и осенью уходившие со скотом на зимовки в При­балхашье. Следует отметить, что в городах было много грамотных людей, об этом можно судить по находкам керамики, на которой ставили клей­мо мастера, а также имена хозяина посуды. На изящных кувшинах и блюдах, в том числе при­везенных сюда купцами, имелись благопожела­тельные надписи. Они выполнялись на арабском языке, встречаются также древнетюркские руни­ческие надписи. Жизнь городов продолжалась и в XIII-XIV в. в государстве Чагатаидов, позднее в Жетысу сформировалось Казахское ханство. Произошло это 550 лет тому назад.

    Участником всех событий был и город Алма­ты. Говоря о возрасте Алматы и определяя его в тысячу лет, следует подчеркнуть, что имеется в виду не время обживания человеком района Ал­маты в эпоху бронзы и раннего железа, а время сложения здесь населенного пункта, соответству­ющего принятым в науке признакам дефиниции города. Поэтому, говоря об истории обживания района Алматы, следует отметить, что археологи нашли здесь остатки поселений эпохи каменного века, возраст которых от 40 до 10 тыс. лет. В эпо­ху бронзы, 4000-3000 лет тому назад, здесь нахо­дились большие поселения людей. Среди них Бу­такты на западных склонах Коктобе, Теренкора в северной части города. В период раннего желез­ного века на территории Алматы существовали памятники саков VII-III вв. до н.э. и усунь III в. до н.э. – VI в. н.э. Обнаружены и изучены некрополи и посе­ления этих народов – созда­телей ранних государств. Ко времени VII в. до н.э. – I в. н.э. относится уникальный некрополь Боролдай, а так­же могильники Шанырак, Улжан и остатки царских курганов, все еще сохраняю­щихся в массивах застройки города. Крайне актуальным представляется вопрос и о времени жизни горо­да, дате затухания или прекращения его жизни. Археологи доказали, что упадок городов и урба­низации Жетысу приходится на конец XIII века. В это время деградируют города Каялык и Икиогуз. Причин, которые привели к упадку урбанизации, было несколько: это ослабление экономических связей Илийской долины с соседними районами, вызванными последствиями монгольского наше­ ствия; междоусобицы в государстве Чагатаидов; сокращение, а затем прекращение международ­ной торговли на Великом Шелковом пути. В пер­вые десятилетия XIII в. запустел крупный город Тальхир, отождествленный с городищем Талгар, расположенный на южной окраине современно­го города Талгара. И возникает вопрос: не с пе­реносом ли центра политической жизни в город Алматы связано запустение Тальхира. Жизнь же Алматы замирает в середине XIV в. Об этом сви­детельствует клад чагатаидских монет. Он был спрятан в 1329-1330 гг. И в нем уже нет монет, чеканенных в Алматы. Таким образом, город Ал­маты дожил, по крайней мере, до 1330 г.

    Однако, говоря о кризисе урбанизации, следу­ет подчеркнуть, что оседлая жизнь здесь никогда не прекращалась. Сельские оседлые поселения, зимовки полукочевого населения продолжали существовать и играли важную роль в жизни казахов и Казахского ханства. Показательны све­дения людей, побывавших здесь и оставивших описания жизни казахов. Следует упомянуть о ссыльном поляке А. Янушкевиче, посетившем в 1846 году Приджунгарье. В долинах Чинжалы, Егинсу и других, как пишет он, казахское насе­ление «возделывает поля при помощи каналов и ирригации, сеет на них просо». К середине XIX в. вся предгорная полоса Заилийского Алатау была занята оседлыми казахами-земледельцами. Ч.Валиханов пишет о том, что в районе Тургеня, Иссыка и Талгара до Верного «все пространство, по которому мы ехали, и до подошвы гор были аулы. Около Талгара по долине много курганов, насыпей и казахских пашен. Я ночевал у каза­хов-земледельцев». Это подтверждается данны­ми палеоэтнографии. С.Ж.Жолдасбаев пишет о многочисленных поселениях и зимовках казахов XVI-XIX вв. Более того, отмечено, что русские переселенцы заимствовали у местного казахско­го населения приемы искусственного орошения и систему землепользования. Интересны в дан­ной связи факты, относящиеся к основанию Вер­ненской крепости. 2 июля 1853 г. отряд майора М.Д.Перемышльского выступил из Копальско­го укрепления. Обследовав северные предгорья Алатау и Талгара, командир отряда выбрал место для укрепления, где река Малая Алматинка сбега­ет с гор и устремляется в степь. И в донесении от 8 августа 1853 г. майор сообщал генерал-губерна­тору Западной Сибири Г.Х.Гасфорту: «Осмотрев первые и вторые Алматы и долину между ними, мы нашли по удобству добывания леса, большо­му количеству прекрасной, изрезанной арыками хлебопахотной земли, пажитей и сенокосных мест, далеко превосходящими урочища на Ис­сыке и Талгаре, почему предложили Алматы ме­стом будущего поселения». Один из документов тех дней свидетельствует о том, что весной 1854 г. русские военные приступили к сооружению За­илийского укрепления, наименованного Верным. 4 февраля 1854 г. на докладе Инженерного де­партамента Николай I написал: «Согласен укре­пление назвать Верным». Эту дату общепринято считать началом новой истории города Верного – Алма-Аты – Алматы.

    Категория: История и современность | Добавил: Людмила (10.10.2016)
    Просмотров: 48 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]