Главная | Регистрация | Вход
Литературная Алма-Ата
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
Журнал "Яблоко.Литературные посиделки" [58]
Наше видео [7]
Поэзия [30]
Литературоведение [37]
Семиречье - моя любовь [6]
Очерк [2]
Литература России [12]
Мой Казахстан [18]
Литературные посиделки. Рабочая тетрадь. [39]
Наша гостиная [6]
Портреты наших современников [7]
Проза [15]
Дайджест прессы [78]
Самиздат [149]
Книги наших авторов [2]
Наши конкурсы [16]
"Яблоко-2016" [6]
Альманах "Литературная Алма-Ата"- 2016 [14]
Наше творчество [1]
Альманах "Литературная Алма-Ата" 2021 г. [134]
Новые материалв
[05.03.2007][Проза]
Вовка (2)
[05.03.2007][Проза]
Тайна старинного портрета (0)
[05.03.2007][Проза]
Моя вторая половинка. (1)
[05.03.2007][Проза]
Индикатор любви (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Дешифратор сигналов (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Россия.]
ГОГОЛЬ, УКРАИНА И РОССИЯ (0)
[23.03.2007][Проза]
НЕ О ЛЮБВИ (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Продолжение следует... (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Карнавал в вихре красок (1)
[05.04.2007][Проза]
Мечтатель (0)
Вход на сайт
Поиск
Теги
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Главная » Статьи » Литературоведение

    Максим Гольбрайхт. Услышать небо и землю
    Людмила Мананникова, профессиональный журналист и автор
    нескольких книг, представила на суд читателя свою новую рабо-
    ту – «Стихи под взглядом неба», посвященную творчеству поэта
    Бахытжана Канапьянова. Автор здесь скорее выступает в качестве
    вдумчивого читателя или собеседника, размышляющего вместе с
    поэтом над проблемами бытия и пытаясь заглянуть в его творче-
    скую лабораторию, «святая святых», разгадать тайну поэзии и жиз-
    ни.
    Как призналась Людмила Борисовна, в поэзии Бахытжана Кана-
    пьянова она находит очень много общего со своими мыслями.
    Мы видим как бы подсознание автора книги, его мысли, жизнен-
    ные впечатления и осторожные комментарии, ведь стихи Бахыт-
    жана Канапьянова не простые, они философские, многоплановые,
    надвременные:

    Вновь исчезает час на циферблате,
    Мы переводим стрелки перед сном.
    Он звездному пространству незнаком,
    Не подчинен движенью звезд на карте...
    Поэзии, быть может, это час,
    Что заронила в каждого из нас
    Веками не протравленное семя...

    Л. Мананникова чувствует поэзию как некую картину мирозда-
    ния, причем не далекую, пугающую, а родную, теплую, близкую.
    Открывая любой сборник стихов, будь то последний «Ландшафты»
    или «Над уровнем жизни», начинаешь читать и уже не можешь ото-
    рваться, боясь упустить какую-то жемчужину. Ты словно погружа-
    ешься в большое поэтическое путешествие, открываешь для себя
    те высокие пути, по которым ходит поэт...
    И как не стать тут поэтом, когда подмечаешь мелодичность в
    природе, песнь арыка, дрожащие огни города, полуночные разгово-
    ры на скамье, симфонию перезвонов трамвайного оркестра, яркие
    краски золотой осени, тишину снежинок, красоту юных незнако-
    мок...
    Эпиграфом к книге Людмила Мананникова взяла строки дра-
    матурга Александра Володина. Вслушайтесь в эти слова, может,
    перед вами стоят такие же вопросы: «Дело в том, что жизнь вообще
    поразительна. Например, Земля – шар. Почему не куб? Она при-
    тягивает нас к себе, причем – ногами. А если бы головой? Букваль-
    но со всех сторон над нами устроено небо. Поразительно, что мы
    живем один раз. Почему – не семь? Или – ни одного? Это было бы
    гораздо естественней. Писать надо, исходя из этого ощущения по-
    разительности жизни».
    Книга читается на одном дыхании. Она и построена очень ин-
    тересно – размышления автора, комментарии, поиск общих, схо-
    жих черт, воспоминаний, образов. Цитируются не только стихи Б.
    Канапьянова, но и А. Пушкина, Е. Винокурова, Б. Пастернака, О.
    Сулейменова, Э. Лотяну и др. Очень удачно подобраны к главам
    фрагменты интервью с поэтом. Интересна и экспресс-анкета Б. Ка-
    напьянова.
    Все мы сталкиваемся с вопросом, как отличить хорошую по-
    эзию от графомании? Людмила Мананникова предлагает ответ,
    – что есть настоящая поэзия: «Читаешь стихи, и кажется, что все
    это написано о тебе. Это твои мысли, твои чувства, это ты так дума-
    ешь. Поэт сумел выразить то, что осталось у тебя глубоко внутри, и
    теперь все это проявилось, как на фотопленке. Как все это просто.
    И ты так бы смог! Как все это сложно. В этом и заключается чудо
    таланта».
    Книга «Стихи под взглядом неба» показывает сближающие мо-
    менты автора и поэта – это и родной город Алма-Ата, и Москва, и
    А.С. Пушкин, любимый поэт Б. Канапьянова и Л. Мананниковой.
    Как близка всем нам эта любовь! Вслушайтесь в эти строки – об
    Алма-Ате и Пушкинской площади в Москве...

    Арык поет, прислушайтесь – арык.
    И пенье это по ночам – слышней.
    До шепота угас дневных проспектов крик.
    И город мой дрожит ресницами огней.
    На Пушкинскую площадь выйду
    И растворюсь в твоей толпе.
    Я сущности своей не выдам:
    Мне плакать хочется и петь...

    А спустя пару глав нам открывается новая грань – космополи-
    тичный, транснациональный портрет гражданина Вселенной. Его
    дом везде – и в Антверпене, и в Амстердаме, и в Париже...
    В книге вы можете ознакомиться с выступлениями гостей за
    «круглым столом» «Алма-Ата – столица поэзии» в Национальной
    библиотеке в октябре 2001 года. Эмиль Лотяну, поэт и режиссер,
    дал очень интересную, точную формулировку понятию «поэт»: «...
    Поэты – служители Вечного. Эта очень славные люди. И какая бы
    ни была у них сложная судьба, это счастливая судьба». А Сергей
    Мнацаканян, поэт, обозреватель газеты «Московский комсомолец»,
    давний друг Б. Канапьянова, отметил, что самое главное, что оста-
    лось – это преданность поэзии.
    Совершив большое путешествие по жизни и творчеству поэта,
    открыв для себя многие новые вещи, Л. Мананникова признается:
    «Так я и не раскрыла главной тайны поэзии Б. Канапьянова».
    А автор предисловия, писатель Константин Кешин отмечает, что
    «нам предстоит возвращение в мир особенной образной системы,
    в стройное пространство света и добра. Как писал Константин Па-
    устовский: «Добиваться в жизни прекрасного, искать и находить
    поэтическую сущность всюду, где она есть, разве это не чудо из
    чудес на нашей земле?» О создании чуда – стихи Бахытжана Кана-
    пьянова. О прикосновении к чудесному – книга Людмилы Манан-
    никовой».
    К каждой главе книги сделал прекрасные иллюстрации худож-
    ник Борис Ильин, иллюстрировавший «Ландшафты». Старый трам-
    вай под дождем, стая аистов, старый сгоревший ТЮЗ и алма-атин-
    ский апорт, юноша и девушка, идущие в поисках счастья к солнцу
    и луне, – все это так знакомо, романтично и делает книгу такой
    домашней, уютной, семейной.

    Погружаешь пальцы
    В ящик светлой музыки.
    Черно-белых клавишей
    Возгласы слышны.
    Все,
    Что было случаем,
    Освещает музыка:
    Вспомнилась мне
    Улица,
    Встреча у сосны.

    Древнеиндийская мудрость гласит: «Попадет ли в руки к до-
    стойному? Удовлетворит ли его? Окажется ли без недостатков?»
    – так, создав произведение, поэт беспокоится за него, словно за
    дочь. Книга Людмилы Мананниковой «Стихи под взглядом неба»
    – это поддержка рук поэта, удовлетворение достойного, открытый
    путь в прекрасный мир поэзии, стоит лишь протянуть только руку
    и перелистать страницы...
     «Книголюб», № 13, 2002 г.
    Категория: Литературоведение | Добавил: Людмила (21.07.2011)
    Просмотров: 661 | Теги: Людмила Мананникова, Максим Гольбрайхт | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]