НП 30 марта Недавно в Центральном государственном музее Республики Казахстан состоялось торжественное открытие выставки “Карнавал животных и людей”. В экспозиции выставки представлены серия акварелей замечательной художницы и поэтессы Лидии Коваленко и гобелены ее дочери Елены. Лидия Коваленко - известная казахстанская художница, поэтесса, выпустившая два сборника стихотворений “Я в мирах” (1995 г.) и “Леди Осень” (2003 г.). Десять лет своей творческой жизни она посвятила проектированию малых архитектурных форм, монументальной живописи, созданию декоративных панно и витражей. Но, безусловно, особое место в творчестве Лидии Коваленко занимает акварельная живопись. Она является автором нового направления в технике акварели под названием “Теплый иней”. А за вклад в развитие искусства и литературы Лидии Коваленко недавно было присвоено почетное звание “Заслуженный деятель культуры РК”. Ее многогранное творчество нашло отражение в документальных фильмах и очерках. Стихи стали основой для цикла романсов и песен, а картины сегодня украшают частные и государственные коллекции многих стран мира. О выставке нам поведала сама автор акварельных работ, художница Лидия Коваленко: - Выставка называется “Карнавал животных и людей”. Название я взяла из своего стихотворения: “Шел карнавал животных и людей, я не была на этом карнавале среди жирафов и других гостей, но мне об этом краски рассказали”. Представлено 60 работ. Несколько работ старых, прежних лет, а остальные все свежие. В моих работах, представленных на выставке, можно встретить много сказочных, фантастических образов людей и зверей. Это работы из моего цикла “Иванов лес”. На эту тему меня натолкнул мой внук Иван много лет назад, и по сей день она остается одной из моих самых любимых. - А какие еще сюжеты пользуются у Вас популярностью? - Обычно мои любимые сюжеты - это космос, сказки. Японские, китайские и корейские мотивы - сакуры, бамбук, ветви сливы, огромное красное солнце, гора Фудзи, хризантемы, стрекозы и золотые рыбки. Я люблю сказочность и Восток. В нынешней же экспозиции преобладают работы из циклов “Карнавал животных и людей” и “Иванов лес”. Еще меня вдохновляет природа Казахстана. На этой выставке я совсем не представила казахстанских пейзажей, но это одна из моих любимых тем. Я рисую алакольские, жасылкольские пейзажи. Обожаю Джунгарские ворота - они очень красивые. - Расскажите, пожалуйста, о Вашей уникальной авторской технике под названием “Теплый иней”? - Моя техника рождалась в течение 20 лет. Когда-то давно в Ленинграде, я была тогда еще студенткой, я в Кунсткамере увидела свиток китайского художника Цибайши. Этот свиток подарил Сталину Мао Цзедун. Мне очень понравилась техника - краски, перетекая одна в другую, образовывают чистый сплав и застывают причудливыми узорами. Я долго не могла узнать, как можно достичь такого потрясающего эффекта. Мои преподаватели сказали, что нужно, чтобы рука и голова работали в едином импульсе, то есть должно происходить слияние мастерства и всего того, что в душе накоплено. И потом, должен быть большой опыт - акварелей нужно нарисовать великое множество, прежде чем получится то, что нужно. Этой техникой работают только на рисовой бумаге. И секрет как раз еще в том, что бумага тонкая и краска быстро впитывается, не успевая смешаться. Это очень старинная китайская техника. А я, шаг за шагом постигая эту технику, открыла совсем другую. Я полюбила акварель, и краски у меня лились рекой. Я придумала свой особенный наполнитель для красок, свои авторские приемы. Так появилась моя техника, аналога которой нет во всем мире. Я назвала ее “Теплый иней”. Она была изобретена мною, но отталкивалась в самом начале от китайской техники акварели на рисовой бумаге. Моя техника еще совершенствуется. - Вы восхищаетесь культурой Китая. Чем именно привлекает Вас эта страна? - Китай и Япония - это моя давняя любовь. В Китае я уже побывала, меня даже приглашали преподавать там в Университете всех искусств. А в Японии мне еще не довелось побывать, но я очень хочу туда съездить. Меня очень привлекает китайская классическая живопись, которой в свое время подражали и японские художники. В Японии даже существовало такое явление - настоящим мастером изобразительного искусства мог считаться только тот художник, который мог в точности скопировать произведение китайских мастеров. А потом уже у японцев появилась своя живопись - очень нежная, лаконичная. Они изобрели свое искусство, но опять же оттолкнулись от китайской живописи. И вообще культура Китая, наверное, одна из самых величайших культур. Там была изобретена бумага, кисти, которыми пользуются все художники мира, и, наконец, акварель. Потому я не могу не восхищаться Китаем. Айгерим Бейсенбаева |