Главная | Регистрация | Вход
Литературная Алма-Ата
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
Дайджест прессы. Казахстан. [54]
Дайджест прессы. Россия. [22]
Дайджест прессы. Планета. [2]
Новые материалв
[05.03.2007][Проза]
Вовка (2)
[05.03.2007][Проза]
Тайна старинного портрета (0)
[05.03.2007][Проза]
Моя вторая половинка. (1)
[05.03.2007][Проза]
Индикатор любви (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Дешифратор сигналов (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Россия.]
ГОГОЛЬ, УКРАИНА И РОССИЯ (0)
[23.03.2007][Проза]
НЕ О ЛЮБВИ (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Продолжение следует... (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Карнавал в вихре красок (1)
[05.04.2007][Проза]
Мечтатель (0)
Вход на сайт
Поиск
Теги
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Главная » Статьи » Дайджест прессы » Дайджест прессы. Казахстан.

    Где вы, казахстанские Акунины и Донцовы?

    В день, когда весь мир отмечал День писателя (3 марта), мы озадачились вопросом —  где же наши родные поэты и писатели, почему книг казахстанских авторов нет на полках книжных магазинов?
    И корреспонденты «Комсомолки» отправились по тем местам, где они (по нашему мнению)
    должны обитать.

     Еще несколько месяцев назад у «Меломана» можно было найти и сборники «Мусагета» (известный Общественный фонд развития литературы и гуманитарных наук), и другие книги казахстанских писателей. Сейчас выбор крайне скуден. Чего не скажешь о сети книжных магазинов «Атамура». Здесь в изобилии как отечественные литературные классики, так и молодые авторы.
    — Казахстанская литература стала пользоваться большим спросом, — поделилась девушка¬консультант. — Вообще люди стали читать больше книг. Например, недавно завезли новое произведение молодого талантливого писателя Аскара Алтай «Казино». Книга имела большой успех, и все экземпляры уже проданы. Очень интересные произведения для подростков пишет на казахском языке Жакау Дауренбеков.
    Продавец показала список авторов, где мы увидели около ста фамилий. Все они печатают свои книги на собственные деньги и небольшими тиражами.

    Поэзия и проза Союза писателей
    В казахстанском Союзе состоит порядка 700 писателей. Членство здесь дает им определенные преимущества. Во¬первых, официальное признание творчества коллегами, во-вторых, размещение публикаций в различных сборниках, выпуск которых оплачивает государство. Конечно, привилегий не так много, как у героев булгаковского романа «Мастер и Маргарита», но все же! Но чтобы попасть в эту «организацию закрытого типа», нужно сильно постараться.
    — Чтобы стать членом Союза писателей, нужно выпустить в свет не меньше двух книг, — сообщил нам старший референт Союза писателей РК Бейбыт Сарыбай. — Заявление кандидата, его автобиографию, характеристики и рекомендации от коллег из Союза, а также его труды рассмотрит комиссия. Союз писателей ежегодно вручает литературную премию «Алаш» в нескольких номинациях, организует конкурс детских писателей «Дарабоз» и другие мероприятия. Победители конкурса или обладатели премии получают не только грамоты и денежные поощрения, но и финансирование издания того произведения, которое было отмечено наградой.
    Известный казахстанский писатель Герольд Бельгер (на его счету порядка 73 трудов, из них 43 опубликованных книги — «Дом скитальца», «Разлад», «Зов» и другие) тоже является членом Союза писателей.
    — В Союз меня приняли в 1973 году, — поделился воспоминаниями Герольд Карлович. — Хотя документы я сдал еще в 1966-м. В наше время быть членом Союза писателей было очень престижно! Была большая публичность, был Фонд литераторов, где можно было взять денег взаймы и работать пару лет спокойно. Сейчас писателей много, а толку мало, многие халтурят. Книг издается много, а сути в них нет. А молодые авторы не имеют никакой финансовой поддержки. Развитие литературы слабое, но все¬таки большая надежда возлагается на молодежь.
    Заслуженный деятель казахской литературы
    Сабит Досанов — еще одна яркая личность казахской литературы («Горная дорога», «Вторая жизнь», «Двадцатый век» и др.), лауреат многих премий, среди которых Международная премия имени Михаила Шолохова 2005 года, орден Державина «За произведения с гуманистической направленностью и общественную деятельность». Сабит Досанов живет и работает в Алматы. Но свои книги издает в России.
    — Издать книгу в Казахстане в два¬три раза дороже, чем в России. Помощи от государства нет. Я лично все делаю за свой счет. С распространением книг в Казахстане тоже все непросто. Нет рекламы отечественных авторов, читатели не знают о книжных новинках, поэтому и спрос на литературу маленький. Многие известные писатели уехали из Казахстана и теперь живут и работают за рубежом.
    За примерами далеко ходить не нужно. Стоит вспомнить хотя бы известного ныне писателя-фантаста Сергея Лукьяненко. Интересно, добился бы он признания своего таланта и любви читателей, работая в Казахстане? А ведь его первая публикация вышла здесь, в алматинском журнале «Заря» в 1988 году.

    Молодые казахстанские авторы  объединяются 
    В 2005 году молодые и неспокойные (в самом положительном смысле этого слова) алматинские авторы создали объединение под названием  «Среднеазиатский литературный фронт» (Литфронт). Его задачей была консолидация начинающих и малоизвестных авторов Казахстана и других азиатских республик. Литфронт реализовал несколько проектов, среди которых «АРТ-Удар», «Поэтические бои без правил» и «Проект Ц». Идейным вдохновителем Литфронта стал Миша Земсков (псевдоним — Иван Глаголев, лауреат «Русской Премии» 2006 года, автор повести «О любви к Чайковскому», рассказов «Алма¬атинские истории» и других). С его отъездом (ну и по другим объективным причинам) вышеупомянутые проекты прекратили свое существование.
    Юрий Серебрянский попал в Литфронт в 2006 году. Ему в известной степени повезло — его книжка «Мой Караваджо» вышла в свет благодаря издательству «Искандер» и поддержке журнала «Книголюб». Распространялась она через сеть магазинов «Меломан». Кроме этого, проза и стихи Серебрянского публиковались в казахстанских литературных журналах «Простор» и «Книголюб», а недавно подборка стихов «Взгляд обернувшегося» появилась в интернет-журнале «Знаки». Юрий был активным участ¬ником мероприятий Литфронта. А еще он может с гордостью похвастать участием в VII и VIII форумах молодых писателей России, которые проходили в Липках.
    Когда заходит речь о проблемах в литературной среде Алматы, Юрий в первую очередь говорит о безынициативности молодых авторов:
    —  Литфронт как¬то объединял всех, а сейчас все разрозненны. Хотя, в принципе, это закономерно — люди вырастают, что¬то меняется. На мой взгляд, сейчас авторы мало пишут, но активно занимаются литературной политикой. То есть ищут возможности попасть, например, в московские литературные круги. Что касается жанров, они в нашем литературном сообществе серьезнее, чем обычная массовая литература. И, слава богу, что так, а не наоборот.
    Для драматурга Дины Махметовой важнее, чтобы ее пьесы не публиковали, а ставили на театральных площадках.
    — Пока у нас есть театр «АРТиШОК», я могу не беспокоиться. А то как¬то принесла в Театр имени Лермонтова свою пьесу о том, как женщина хочет уйти от мужа, но не уходит. И мне сказали, что пьеса безнравственная, хотя, на мой взгляд, ничего «такого» в ней не было… Я и многие мои знакомые писатели вышли из «Мусагета». Сейчас, после смерти Ольги Борисовны Марковой, которая была президентом фонда, его дальнейшая деятельность под большим вопросом. Но это не значит, что мы будем бездействовать. Есть авторы, которые хотят что¬то делать, и есть ощущение консолидации молодых писателей. В очередной раз хотим заявить о своем существовании каким¬нибудь ярким мероприятием, каким был в свое время «АРТ-Удар». Надеюсь, это случится в апреле.
    Кроме того, «мусагетовцы» собираются выпускать литературный журнал.
    А вот Лиля Калаус уже семь лет является главным редактором журнала «Книголюб». С 2000 до 2006 года он существовал в формате газеты, где литературы как таковой было мало, а содержание составляли в основном рецензии, отзывы и книжные обзоры. В 2007 году «Книголюб» стал ежемесячно выходить как полноценный литературный журнал в 150-160 страниц.
    — Безусловно, литература в Казахстане (как живой процесс, а не как книжки на полках) есть, и есть авторы, — говорит Лиля Калаус. — Но всех этих людей назвать профессионалами можно с большой натяжкой. Людям и в голову не приходит, что писать стихи или прозу тоже нужно учиться! А в наших вузах учат только на филологов. Лишь у немногих наших авторов есть возможность посещать какие¬то писательские форумы или мастер-классы в России. Занимается этим, как правило, молодежь, не отягощенная детьми, семьей и необходимостью зарабатывать деньги, а также довольно пожилые люди. И за всю мою деятельность не было ни одного случая, чтобы кто¬то из авторов последовал советам. Чтобы можно было прочитать второе произведение автора и отметить, что человек продвинулся в профессиональном плане.
    Сейчас «Книголюб» публикует и авторов из Казахстана, и бывших казахстанцев, и писателей из других стран. Лиля Калаус называет их жертвенными людьми, потому что за свои публикации они не получают гонорары — журнал не в состоянии их выплачивать. И что будет дальше, неизвестно.
    К новомодным ныне, но не очень¬то приживающимся всевозможным литературным шоу (как, например, поэтический слэм, в Алматы больше известный как «Поэтические бои») Лиля Калаус относится с недоверием.
    — Шоу — это хорошо! Во¬первых, это вполне честный и хороший способ себя пропиарить. Во¬вторых, это возможность реализации, но большой минус все в том же тотальном непрофессионализме.
    Действительно, на наш взгляд, в «Поэтических боях» больше обращают внимание не на качество стихов, а на умение автора устроить из своего выступления спектакль.
    Алматинец Леон Костевич вообще держится от всех литературных объединений в стороне. Леон пишет уже около 15 лет, его произведения публиковали в казахстанских журналах «Простор» и «Нива». В 2008 году он получил «Русскую Премию» за повесть «Графиня, я стрелялся на дуэли». А вот книги еще ни одной не издано. Но на собственные деньги печататься не собирается. 
     — Я считаю, что за свои деньги печататься должны те, кто пишет не очень хорошо! — заявил он. — Во всех странах, если писатель получил за свою работу какую-то премию, к нему приходят и предлагают его произведение напечатать. Со мной такого не произошло, ни одно издательство не почесалось. Потому что у нас в городе литературной жизни нет.
    С молодыми писателями-«мусагетовцами» Леон знаком постольку¬поскольку.
    — Объединения — это, конечно, хорошо, — говорит он. — Но в Алматы все литературные процессы подменяются междусобойчиками, на которых «выбирают» своих гениев, устраивают разборы и обсуждения произведений… А меня не интересует мнение людей, которые сами себя назначили «крестными» матерями и отцами казахстанской литературы! Свои плюсы и минусы я вижу сам.
    — Интернет¬автором я становиться не хочу. И надеюсь, что меня все¬таки будут печатать. А возраст — помеха только для спортсменов, — убежден Леон. — Даже Сергей Довлатов, который очень болезненно воспринимал то, что его в свое время не печатали, позже говорил, что это позволило ему вносить редакторские правки, совершенствуя свои произведения. И именно в таком — измененном виде — мы их сейчас читаем.
    Послесловие
    Проблем в современной казахстанской литературе имеется множество. Проще перечислить, чего нет — поддержки со стороны государства, профессиональных литераторов, университетов, где их талантливые перья отточат, издателей и издательской структуры.Книжного бизнеса у нас нет и в помине.
    Фото Андрея МАГАЯ.


    Справка «КП»

    Международный литературный конкурс «Русская Премия» учрежден в 2005 году. Его целью является сохранение и развитие русского языка как уникального явления мировой культуры. «Русская Премия» традиционно присуждается в трех номинациях: «крупная проза» (повести и романы), «малая проза» (повести и сборники рассказов) и «поэзия».
    «Русская Премия» является единственной российской премией для русскоязычных писателей зарубежных стран.


    Личное дело

    Сергей Лукьяненко, как это ни цинично звучит, стал самым известным казахстанским автором после Мухтара Ауэзова. Много лет он со своей семьей живет в Москве.
    Будущий фантаст родился 11 апреля 1968 года в Казахстане, по специальности врач-психиатр. Впервые Сергея опубликовали в журнале «Заря» в 1988 году.
    А известность писателю принесли произведения «Ночной Дозор», «Последний Дозор», «Спектр», «Сумеречный Дозор», «Тени снов». Изданные, между прочим, в России.
    Свой жанр писатель определяет как «Фантастику жесткого действия» или «Фантастику Пути».
    У Сергея большое количество литературных премий, а в 1999 году он стал самым молодым лауреатом старейшей российской премии «Аэлита», присуждаемой за вклад в развитие фантастики.

    Уважаемые читатели!

    Каких казахстанских авторов вы читали (или хотя бы какие имена знаете)? Что вы ждете от казахстанских литераторов?
    И почему, на ваш взгляд, у нас все¬таки нет своих Тополей, Улицких, Акуниных и Толстых? Ну, или хотя бы Донцовых и Минаевых?
    Авторы ждут ваших откликов на нашем сайте
    http://www.kp.kz/index.php?s=2062

    Категория: Дайджест прессы. Казахстан. | Добавил: almaty-lit (07.03.2009)
    Просмотров: 1438 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    0  
    1 front2   (12.03.2009 11:13) [Материал]
    Думаю, что это только отзвуки проблемы. В будущем ее вообще не будет, как не будет таковой проблемы. Для того, чтобы писать, нужно много читать, а потом писать то, что совершенно отлично от того, что ты когда то читал. То есть все зависит от образования. А оно стремительно падает. Талант не бывает от Бога, талант это прежде всего труд. И кто то должен трудиться над тем, чтобы появились эти таланты. Это должно решаться на государственном уровне.
    А кому они нужны проблемы русскоязычного населения? России? Россия скорее всего пойдет на укрепление экономических и технологичеких отношений. Что касается культурных отношений, то ограничится внешним антуражом. У нее своих проблем хватает и они ее успешно решают развернув культуру на патриотческое воспитание молодежи. А если мы все таки этого хотим? Тогда надо начинать с того, что не бывает литературы русской и русскоязычной, она бывает только русской. Это означает, что мы должны начинать воспитывать с истоков - Пушкина и Гоголя, а не думать что Акунин и Донцова это русская литература... Простите, затянул.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]