Главная | Регистрация | Вход
Литературная Алма-Ата
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
Проза [87]
Сказка [10]
Поэзия [52]
Новые материалв
[05.03.2007][Проза]
Вовка (2)
[05.03.2007][Проза]
Тайна старинного портрета (0)
[05.03.2007][Проза]
Моя вторая половинка. (1)
[05.03.2007][Проза]
Индикатор любви (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Дешифратор сигналов (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Россия.]
ГОГОЛЬ, УКРАИНА И РОССИЯ (0)
[23.03.2007][Проза]
НЕ О ЛЮБВИ (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Продолжение следует... (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Карнавал в вихре красок (1)
[05.04.2007][Проза]
Мечтатель (0)
Вход на сайт
Поиск
Теги
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Главная » Статьи » Самиздат » Проза

    Мои родители
    Мои родители
    Гульжан Иманкулова
    (на фото - мои родители и папины книги " Токсанда - каламым колымда " (И в девяносто - перо в моей руке..." ,"Осы ма Колмек атты туган жерім" (Это ли родная земля Колмек?) (2006,2008, изд. Уш киян, Алматы)

    80-е годы. Переполненный людьми городской автобус, давка... Не то, чтобы сесть, стоять негде, стоишь иногда буквально на одной ноге, и она медленно начинает затекать... А люди со всех сторон поджимают все плотнее и плотнее.

    Соседка Галя Кузнецова, которая своими крупными телесами буквально запихнула меня в автобус, теперь яростно отгораживает меня от насаждающих людей. А я стараюсь найти свободное место для второй ноги... Наконец-то остановка, подъезжаем к театру. Многие двинулись к дверям, и я облегченно поставила свою вторую ногу на освободившееся место, и мурашки побежали по затекшей другой...

    Вдруг раздается громкий и отчетливый голос мамы : «Гулжан, кайдасын? Мен шыкканда менін орныма сен отырып ал!»(1). Настала полнейшая тишина, а затем всеобщий хохот... Люди, уже в освобождающемся автобусе весело подталкивали меня в ее сторону, показывая на место. А мама, терпеливо подождав, когда же я подойду, заботливо усадила меня на свое место и вышла. .. И вот уже более 20 лет я сижу как бы на ее месте...

    За эти годы жизни без нее я многое поняла о ней, о себе, нас , об отце, о окружающих людях.. Мама... Она все время торопилась, ее торопливость и постоянное беспокойство передались со временем и мне.. Торопилась накормить, одеть, обуть, обогреть , оградить от всего плохого в этом мире нас – ее детей . Беспокоилась об отце, о его работе, его ролях и пьесах, его друзьях и гастролях, ограждала и его от всех недругов и грубых людей, защищая его покой и любовь к театру, его особенную, отличную от других людей, жизнь талантливого и творческого во всех отношениях человека...

    Сначала , когда вышла за него замуж в 17 лет, она очень нуждалась в нем, в его поддержке. И папа стал ее надежной опорой и поддержкой , когда ее отца, Жанузака ата арестовали и объявили врагом народа, когда все родственники и знакомые, как от чумы, отвернулись от нее и ее семьи. И только он, несмотря ни на какие уговоры и угрозы своих же родственников , знакомых и даже друзей, под страхом быть тоже арестованным, взял ее мать и двух сестер под свою опеку . Долгое время был единственным их кормильцем ...

    Шли годы, клеймо дочери врага народа не давало покоя . Куда бы они ни переезжали, где они ни работали, везде находились люди, которые вспоминали об этом... Но мои родители отличались своим трудолюбием и верой .. В бога, значит верой в добро , верой в человека, в торжество справедливости..

    Мама была ладно сложенной, красивой невысокой женщиной с горделивой осанкой и изысканной грацией, с мягкими и тонкими чертами лица. Ее приветливый голос, с четко произносимыми словами – репликами, переходящими в яркие монологи, с различным оттенком интонации, создавал интересную картину бытия, часто привлекая слушателей.

    Рассматривая фотографии ее молодости, мы видели совсем другую маму, одетую по моде 30-х годов в добротное многослойное темное атласное платье и черную сетчатую шляпку с букетиком цветов, в руке она держала элегантную светлую сумочку. В детстве ее цветные и легкие крепдешиновые платья, маленькие элегантные сумочки- редикюли, туфли - лодочки и тонкие капроновые чулочки вызывали у нас чувство особого восхищения и мы обнимая ее , буквально окунались в складки ее мягкого и легкого платья и вдыхали аромат ее простых и милых духов «Сирень» или «Ландыш».

    В пожилом возрасте, несмотря на то, что жила среди людей южного уклада жизни, она делала стрижку и химическую завивку, а позднее укладывала волосы на шиньон. Своеобразные женские фетровые шляпки всегда украшали ее. Одевалась она уже просто, но при этом до конца жизни была очень привлекательной женщиной.

    Отличалась благородным достоинством, принципиальностью , решимостью и бесстрашием. Так однажды она прямо в лицо сказала одному очень значимому писателю Казахстана: «Я ничего от тебя, предателя, не приму! Ты чего себе вообразил? Ты же мой кучер , так знай свое место, холуй!». За эти слова гонения еще более ужесточились, и семья была вынуждена переехать на другое место жительства . Это потом мы узнали, что этот человек действительно был в доме ее отца кучером.

    Шли годы, папа сыграл более 150 ролей, в том числе и роль Ленина, образ которого в Казахстане смогли создать всего лишь несколько человек - казахов. В советское время любому артисту, создавшему образ Ленина дали бы обязательно звание народного, а ему не дали...

    Он внес свой вклад в создание и становление двух областных (Карагандинского и Гурьевского) и одного районного (Жетысайского) театра и множества народных театров. Работал он много и отдавал все свои силы и знания своему любимому делу – театру.
    Зрители по достоинству воспринимали его, встречаясь, они узнавали его, благодарили за его работу , а вот государство, я считаю, недооценило его, и он чувствовавал это. По характеру он жизнелюб, но иногда падал духом, долгое время тяжело болел. Вот в эти годы только мама не давала ему согнуться под тяжестью невзгод и несправедливости и до конца своей жизни оберегала и защищала его, старалась держать на высоте.

    И теперь , когда ему исполнилось 90 лет, благодаря своему жизнелюбию и привитой мамой верой в справедливость, до сих пор живет в нем любовь к своему любимому делу - театру.

    Всей душой болея за культуру Казахстана, он подолгу сидит за пьесами, которые сам написал , работает над своими книгами, в которых написал о людях театра, о создании театра , истории театра...

    Менін аке – шешем туралы кара созбен жазганда олардын жаркын бейнесін, ішкі ак конілдерін жеткізуге созім жетпейді деп куманданамын. Неге десеніз, олар баска бір заманнын адамдары болып маган корінеді. Ондай кісілер казір де баршылык, бірак сирек кездеседі деп ойлаймын.

    Ішкі жан дуниесі сырткы бейнесіне сай келетін, адемі арі оте бай, айдай ак жаркын кісілер гой, шіркін! (2)

    1. Гульжан, когда я выйду, сядь на мое место!
    2. Передать те чувства, которые я испытываю к родителям я смогла только на родном языке, перевод примерно такой: у меня не хватает слов, чтобы описать образ моих родителей, соответствие их богатого и красивого внешнего и внутреннего мира...

    2005 г.

    Источник: http://Из моей книги - "Айна - зеркало моей жизни", изд. Өнер, Алматы,2009
    Категория: Проза | Добавил: амина (30.05.2011) | Автор: Гульжан Иманкулова E
    Просмотров: 708 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]