Главная | Регистрация | Вход
...
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
Новости. Казахстан [302]
Новости. Россия. [68]
Новости. Планета. [51]
Новые книги, выпущенные в Казахстане [92]
Конкурсы [60]
Новости сайта [20]
Поиск
Вход на сайт
Комментарии
Уважаемая Алуэ! Помните, я раскритиковала Вашестихотворение «Я летала в снах своих, а Вы?». Извините, мне тогда не хватило
мудрости отстоять и обосновать свою позицию. Но сейчас я понимаю, что я хотела
Вам сказать: Вы показались мне поэтом пронзительнейшей силы. И мне показалось
ненормальным, что Вы пишете отвлеченные стихи вместо того, чтобы зажигать
поэзию силой конкретного соучастия и сострадания, оказания помощи. Я имею в
виду: Если Вы пишете о снах и хотите передать людям мысль о божественности и гармоничности
мироздания, так и делайте напрямую такой вывод, хваля Создателя за мудрость
сотворенной им природы. Если Вы хотели показать, как просты астральные
путешествия (видите, я так и не знаю, что же Вы точно хотели изобразить), то Вы
должны были сказать и об этом напрямую, принося читателю реальную помощь в
просвещении его. Но Вы не делаете глубокого полезного вывода, не осмысляете то,
о чем говорите в этом стихотворении, как это положено в искусстве. Вы
немножечко его не доработали. Может быть, Вы сейчас все еще не понимаете меня.
Но Ваши стихи :Я в будущее Казахстана верю, стихи об отце говорят о том, что Вы
обязаны сделать очень многое для людей, имея такой дар. Но Вы используете его
только наполовину и мало призываете людей к хорошему образу жизни, передаете им
мало силы и мудрости, какая у Вас должна иметься. Быть может, Вы сами не
придали большого значения в жизни Вашему дарованию и не пытались свято
развивать и реализовать его? Я понимаю, в наши дни это очень тяжело следовать
своему природному призванию. Человек должен выжить сам и вырастить своих детей
в очень сложном мире. Но очень жаль, что возможности, какие нам дает природа,
мы не используем до конца для улучшения жизни общества и нашей собственной
жизни. Это требует огромного самопожертвования, нечеловеческой жизни. Однако
все потом вознаграждается.Поэты в наши днидумают, что целью искусства легко может быть просто выражение чувств и
впечатлений, как у вас в этих стихах. Однако я считаю, что целью поэзии и
вообще любого ремесла может быть только удовлетворение насущных нужд людей.
Поэт создает песенку, которая утешает сердце человека, показывает ему
правильный путь, делает жизненно важное заключение в каждую отдельную эпоху и
даже наводит порядок в обществе! Если поэт не помогает в насущных нуждах другим
профессиям, он не может заслужить свой хлеб. Он не заслуживает, чтобы другие
профессии исполняли свои обязанности по отношению к нему, если сам не исполняет
свои обязанности по отношению к другим сословиям в сохранении их жизни! Может,
поэтому в наши дни социальный статус поэта невесть какой, он считается никому
не нужным, а стихи его не прокармливают, потому что они отвлеченные и не
приносят реальной пользы. Чтобы Вам легче было понять меня, позвольте задать
Вам вопрос: к чему именно Вы призываете читателя в стихотворении «Я летала в
снах своих, а Вы?». Призываете ли Вы любить природу, которая дала нам чудо
полетов во сне? Или Вы, может, интересуетесь, знает ли кто секрет таких снов?
Чему Вы хотите научить? Надо говорить точнее.Ну вот, я высказалавсе, что думала на самом деле. Надеюсь, это утешит Вас после долгого
непонимания, чего же от Вас хотела неизвестная особа из интернета, и поможет
Вам. Но, пожалуйста, дайте мне знать, разрешила ли я все вопросы? Мне бы очень
не хотелось бы оставить кого-то обиженным. Я всего-навсего хотела взять на себя
смелость помочь Вам стать еще лучше как поэт.Спасибо Вам большое! На самом деле я Вас оченьуважаю. Некоторые Ваши стихи мне очень помогли! Но я читала очень мало. У вас
есть книга?Вера Бочкарева

Cпасибо, Лена! ты знаешь, мне нравятся твои стихи. Еще спасибо за инициативу.

,Прекрасный ,вдумчивый  материл Л. Шашковой,раскрывающий наиболее полно грани таланта Ивана Щеголихина.С признате6льностью к автору и поэту Рафаил Синцов, член РСП

На http://www.livelib.ru/ был отчет, очень здорово!!

Нас развели... Но нас не спросили.
Не потерять бы теперь и Россию.

Браво, Гирей! Счастлив, что могу общаться с тобой,читая твои бесподобные стихи.  И горжусь, что дружили в лучшие времена. С.Ш.

Бахытжан! Глубокие, философские мысли, искренние чувства вложил ты в свою Поэзию... Сможешь, загляни ко мне на стихи.ру. Там есть моя степь Она и твоя. С.Ш.

Люба! Выложи свои стихи. Хочетсч познакомиться.

Зима вьюгой закружила,
Забуранила.
Ты меня приворожила,
В сердце ранила.
В танце бусами звеня,
С песней лИхою -
Заманила ты меня
Заманихаю.
Сам не свой теперь хожу
Привороженный.
Тебя за руку держу,
Как стреноженный.
Не могу и не хочу
Растреножиться.
Не гадаю и молчу-
Как всё сложится?
Слышу шепот:"Будешь мой,
Расцелованный".
И вернулся я домой
Очарованный.
И оттаяла душа -
Была стылая.
Ах, как жизнь-то хороша
С тобой, милая!
Ты мне счастье подарила,
В сердце ранила...
Зима очень задурила -
Забуранила.

В романе «Ночь предопределений» сплетены история и современность. Герой Ю.Герта - писатель - приезжает на Мангышлак, место действия своей
будущей книги о Зигмунте Сераковском, революционере-демократе,
сподвижнике Чернышевского и Герцена, более ста лет назад сосланного в
эти края. В романе два основных сюжетных узла. Первый - главный - связан
с нашим временем. Нефтяники, архитекторы, журналисты, с которыми
встречается герой романа, а в особенности события, разворачивающиеся
перед ним, заставляют его требовательно вглядеться в себя, заново
определить свою жизненную позицию. В центре второго узла - судьба
революционера, дающая возможность осмыслить значение личности в
масштабах истории.

Теги
Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Наш опрос
Читаете ли вы электронные книги?
Всего ответов: 292
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2011 » Ноябрь » 14 » Пушкин в его сердце
    06:00
    Пушкин в его сердце
    Сауытбек Абдрахманов стирает белые пятна в жизни великого поэта
     
    География исследователей творчества Пушкина необычайно широка. Одно из ведущих мест в пушкинистике традиционно занимают казахстанские литературоведы.
    Емкой и многогранной является тема «Пушкин и казахская литература». Ярко и образно, талантливо и увлекательно исследует казахстанские страницы в творчестве Пушкина доктор филологических наук Сауытбек Абдрахманов. Его книги не залеживаются на полках книжных магазинов, тем более что за работы в области пушкинистики Сауытбек Абдрахманов удостоен медали «Ревнителю просвещения» Академии российской словесности.
    Творчество Пушкина можно анализировать тремя путями. Первый – рассматривать Пушкина как неповторимое явление культуры. Второй – пытаться раскрыть эстетический мир творчества Пушкина путем исследования судьбы самого поэта. Третий путь – рассматривать Пушкина как мыслителя-культуролога.
    Внимательно и скрупулезно Абдрахманов изучает работы своих предшественников в области пушкинистики и художественного перевода, нередко занимаясь непосредственно переводом с казахского на русский.  Цитируются книги и статьи М. Ауэзова, Е. Исмаилова, З. Ахметова, С. Кирабаева, С. Сеитова, С. Каскабасова, М. Мырзахметова и других.
    Пушкин и Казахстан… Пушкин и Абай… «Имена этих двух гениев – словно визитные карточки двух великих культур, двух народов, исторически и объективно обреченных жить в добром соседстве, в дружбе и мире», – так образно и символично начинает свое исследование «…Поехал я в Уральск» Сауытбек Абдрахманов, названное строчкой из письма А. С. Пушкина. Ученый-литературовед исследует только одну грань обширной темы – его записи о крестьянском восстании под предводительством Емельяна Пугачева, начиная свой рассказ не с Уральска, а с Оренбурга. Пушкин первым убедил царя в необходимости написать о Пугачеве и получил на это разрешение. «В целом путешествие Пушкина на юг страны длилось 43 дня – 18 августа он выехал из Москвы и 1 ноября вернулся в Болдино». 18–20 сентября Пушкин в Оренбурге был гостем губернатора графа Перовского. Большую часть времени проводил с Владимиром Далем. Но Пушкина с Далем давняя дружба не связывала, как бы ни хотелось авторам некоторых исследований представить дело именно так. На самом же деле до Оренбурга они виделись всего два раза. Поездка Пушкина и для Даля явилась неожиданной новостью. Об этом свидетельствуют воспоминания самого Даля: «Пушкин прибыл нежданный и нечаянный и остановился в загородном доме у военного губернатора В. Перовского». В письме жене от 12 сентября, которое написано по дороге из села Языково, поэт подчеркивает: «Оренбург – последняя цель моего путешествия». А потому есть полное основание утверждать, что посмотреть Уральск – «первоначальный очаг смуты» (тогда он назывался Яицкий городок), побеседовать с очевидцами тех далеких событий, пройти по следам пугачевских отрядов и проникнуться атмосферой былых сражений ему в первую очередь порекомендовал Даль.
    Владимир Порудоминский в своей книге «Даль» показывает их совместное пребывание в 1833 году в Оренбурге. А предположение о том, что Даль сопровождал поэта и в поездке в Уральск, требует досконального изучения.  Главное – ни у Пушкина, ни у Даля, ни в воспоминаниях и письмах их современников нет ни одного слова о том, что оба писателя вместе были в Уральске. Трудно поверить в то, что Даль, оставивший после себя специальные воспоминания о Пушкине, не посчитал нужным сказать хоть пару слов об их совместном пребывании в Уральске. А потому ценность книги «…Поехал я в Уральск» заключается в том, что автор не только вслед за Пушкиным объезжает Уральск, но и восстанавливает хронологию двух сентябрьских дней, проведенных в этом городе великим поэтом. 21 сентября поэт выезжает из Нижнеозерской крепости и к вечеру прибывает в Уральск, преодолев за день 165 верст, что само по себе дело непростое. Начальник казачьего войска полковник В. О. Покатилов встречает поэта и устраивает в доме наказных атаманов.
    22 сентября Александр Сергеевич посещает в бывшем центре Яицкого городка собор Михаила Архангела, осматривает каменный дом атамана, в котором жил Пугачев во время восстания и где сыграл он свадьбу с Устиньей Кузнецовой, здание бывшей военной канцелярии, откуда арестованного Пугачева отправили в Москву. В четвертом томе академического издания сочинений Махамбета Утемисова, подготовленного сотрудниками нашего института, С. Абдрахманов обнаруживает интересный документ. Полковник В. О. Покатилов в письме Жангир хану от 3 сентября 1833 года запрещает строительство мечети и училища на «казачьих землях».
    О многом заставлял думать писателя и тот факт, что немало людей, которым было уже далеко за 80 лет, продолжали верить в то, что Пугачев на самом деле является императором  Петром  Третьим. 22 и 23 сентября атаман Покатилов дважды дает званые обеды в честь Пушкина. Это факт находит отражение в письме к Наталье Николаевне: «Тамошний атаман и казаки приняли меня славно, дали мне два обеда, подпили за мое здоровье, наперерыв давали мне все известия, в которых имел нужду, и накормили меня свежей икрой, при мне изготовленной».
    Интерес к жизни казахского народа находит свое отражение во второй главе «Истории Пугачева», в цитировании письма Нуралы хана оренбургскому губернатору по поводу восстания Пугачева: «Мы, люди, живущие в степях, не знаем, кто сей разъезжающий по берегу: обманщик или настоящий государь? Посланный от нас воротился, объявив, что того разведать не мог, а что борода у того человека русая». Письмо демонстрирует степную дипломатию и казахскую лукавость, но не выражает никакой позиции. Пушкин разъясняет, что Нуралы «вошел в дружеские сношения с самозванцем, не переставая уверять Рейнсдорпа в своем усердии к императрице, а киргизцы стали готовиться к набегам».
    Внимательно перечитывая комментарии к произведениям Пушкина, казахский исследователь обнаруживает в комментариях к пятой главе: «Державин  в объяснениях  на свои сочинения говорит, что он имел счастие освободить около полуторы тысячи пленных колонистов от киргизов». И далее следует существенное дополнение автора книги: «А ведь взять в плен полторы тысячи человек – наверняка дело непростое. Этим Пушкин дает понять, как казахи через восстание Пугачева выражали свое отношение к колонизаторской политике царизма». В комментариях к первой главе, ссылаясь на И. Левшина, Пушкин пишет о ревностном вооружении  и нападении на калмыков ханов Нуралы, Аблая и Эрали.
    Некоторые труды содержат, к сожалению, непроверенные факты. Это касается сведений, гипотез, предположений о вероятной встрече Пушкина с Махамбетом. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что Пушкин только раз побывал на казахской земле: 18–23 сентября 1833 года. Встреча с Махамбетом, к сожалению, не могла состояться. Абдрахманов убедительно доказывает ее невозможность.
    Обратимся к тексту книги, в которой оживает сюжет «Ревизора», подаренный Пушкиным впоследствии Гоголю: «Сразу после выезда Пушкина из Москвы за ним была установлена слежка. В свое время даже была издана инструкция, которая называлась «Об учреждении тайного полицейского надзора за прибывшим временно в Оренбург поэтом титулярным советником Пушкиным». Кстати, в связи с этим  вспоминается один курьезный случай, о котором в свое время писали многие литературоведы. Во время пребывания поэта в Оренбурге, когда он гостил у Перовского, тот получил секретное письмо от нижегородского губернатора Бутурлина. Вот что пишет губернатор генералу: «Недавно у нас побывал Пушкин. Я же знаю, кто он такой, поэтому устроил достойный прием, но не поверил ему, что он будто собирает материалы, документы относительно Пугачевского бунта; видимо, он получил секретное указание под тем предлогом заодно выявить недостатки в нашей деятельности. Вы знаете о моем расположении к вам, поэтому считаю своим долгом предупредить вас». Разве мог такой человек, за которым установлен полицейский надзор, встречаться с казахским поэтом-бунтарем Махамбетом, четыре года назад заключенном в царскую тюрьму и сбежавшим из нее спустя два года? Даже если бы и пожелал, предполагает Абдрахманов, осуществить задуманное в те дни было невозможно. Оренбургская поездка поэта находилась под постоянным вниманием Перовского, уральская – Покатилова.
    Значителен и весом личный вклад Сауытбека Абдрахманова в освещение и анализ общественной, культурной и научной жизни независимого Казахстана. Его оценка тех или иных событий всегда научно достоверна, взвешенна, выдержанна. Его материалы характеризуются широтой и глубиной подхода. Это касается не только пушкинской тематики, но и всех тем, которые он освещает, анализирует и изучает.

    Светлана АНАНЬЕВА, заведующая отделом мировой литературы и международных связей Института литературы и искусства им. М. Ауэзова МОН РК
    http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=7884&Itemid=2
    Категория: Новости. Казахстан | Просмотров: 368 | Добавил: Людмила | Теги: Сауытбек Абдрахманов | Рейтинг: 2.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]