Главная | Регистрация | Вход
...
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
Наследие [59]
Биографии писателей
Наши современники [98]
Биографии писателей
Наши гости [3]
Литературная школа Алматы [2]
Наша библиотечка [37]
Соотечественники [60]
Виртуальный альманах. Черновик.
Журнал "Нива" [11]
Наше творчество [0]
Новые материалв
[05.03.2007][Проза]
Вовка (2)
[05.03.2007][Проза]
Тайна старинного портрета (0)
[05.03.2007][Проза]
Моя вторая половинка. (1)
[05.03.2007][Проза]
Индикатор любви (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Дешифратор сигналов (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Россия.]
ГОГОЛЬ, УКРАИНА И РОССИЯ (0)
[23.03.2007][Проза]
НЕ О ЛЮБВИ (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Продолжение следует... (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Карнавал в вихре красок (1)
[05.04.2007][Проза]
Мечтатель (0)
Вход на сайт
Поиск
Теги
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Главная » Файлы » Наследие

    Мухтар Омарханович Ауэзов
    16.09.2007, 03:36

    Предки Мухтара Ауэзова испокон веков проживали неподалеку от второй Мекки - величественного мавзолея А. Яссауи. Они из поколения в поколение были начитанными, высокообразованными муллами и ходжами.
    Прослышав о славе Кунанбая, прадед Ауэзова по имени Бердиходжа примерно в 1852-1853 гг. прибыл к Чингисским горам, в аул Кунанбая. И 28 сентября 1897 году у внука Бердиходжи - Омархана в местечке Аяккараган (близ зимовки Борли) родился сын, которого назвали Мухтаром.
    В шестилетнем возрасте дедушка Ауэз начал обучать арабскому алфавиту Мухтара и его дядю и ровесника Ахмета, которые постигали азы грамоты и знания по рукописной книге стихов его друга-единомышленника Абая Кунанбаева.

    Детство Ауэзова прошло в кочевом ауле. Многое из того, что он видел и наблюдал в эти годы, позже нашло отражение в его произведениях.
    Большую роль в учебе мальчика сыграл взявший на себя его воспитание Касымбек Ауэзов, дядя Мухтара. Он привез мальчика в город и устроил в Семипалатинское пятиклассное городское училище. В 1915 году Мухтар Ауэзов поступает в учительскую семинарию, здесь он с интересом знакомится с произведениями русских, восточных и европейских писателей, начинает серьезно пробовать свои силы в литературе. В 1917 году Ауэзов пишет по мотивам народной легенды пьесу "Енлик-Кебек". Первые рассказы Ауэзова, отличающиеся своим психологизмом, выразительностью описания быта и нравов, становятся заметным явлением в казахской реалистической прозе.
    С ноября 1919 года, с установлением советской власти в Семипалатинской области, М. Ауэзов принял самое активное участие в общественно-политической жизни края, его революционных преобразованиях. Он работал в Губревкоме, Губисполкоме, ГубОНО, в редакции газеты "Казак тiлi", в суде, Семипалатинском подотделе Русского Географического Общества. Ауэзов издавал журнал "Абай", помогал и содействовал работе культурно-просветительского кружка "Ес-аймак", преподавал в Казпедтехникуме и совпартшколе, принимал участие в подготовке и проведении курсов переподготовки учителей.
    В 1923 году Ауэзов поступает в Ленинградский университет на филологическое отделение, а затем по окончании его в 1928 году в аспирантуру по восточному фольклору в Среднеазиатский государственный университет в Ташкенте. Он много и плодотворно трудился, успешно сочетая художественное творчество с научной и педагогической работой.
    Мухтару Ауэзову выпало пережить немало тягот и страданий, выслушать политические обвинения, незаслуженную хулу. Обвинения в национализме, связанные с творчеством Ауэзова 20-х годов, преследовали его до середины 50-х.

    Переломными в его судьбе стали 30-е годы, когда он два года находился в заключении по обвинению в национализме. Вынужденное признание несуществующей вины, отказ от своих лучших произведений той поры были условием выхода на свободу. Лишь в 60-е годы впервые были переизданы его ранние рассказы и повести в сборнике "Караш-Караш", а публикация его повести "Лихая година" на русском и казахском языках приходится на 70-е годы, пьесы "Хан Кене" - на начало 80-х. Эти его ранние произведения, находившиеся долгое время под запретом или осуждавшиеся, стали признанной казахской классикой.
    С ростом жизненного опыта и художественного мастерства у Ауэзова постепенно вызревал огромный по масштабу замысел - создать большое эпическое произведение, в котором через многоплановое изображение центрального образа Абая и широкой социальной панорамы рассказать правду о жизни народа, о целой эпохе. Замысел этот был не случайным. К творчеству Абая он проявлял пристальный интерес с 20-х годов: собирал и изучал материалы о жизни и творчестве великого поэта и мыслителя, писал о нем статьи, печатал отдельные его стихи, написал биографию Абая, дополненную найденными им материалами, которая вошла в издание сочинений Абая 1933 года. Можно сказать, что Мухтар Ауэзов всей жизнью и своим творческим опытом был подготовлен к созданию крупного эпического повествования об Абае. Он знал об Абае, о среде в которой жил великий поэт, не только по изученным им источникам, но и по впечатлениям своей молодости.
    Уже первая книга - "Абай", изданная на казахском языке в 1942 году и вскоре увидевшая свет в русском переводе, поразила всех своей удивительной жизненностью, художественным новаторством, неповторимыми творческими решениями.
    С публикацией в 1947 году второй книги романа "Абай", в которой с большой полнотой раскрывается необыкновенная способность Абая к духовному росту, активному действию и его близость к народу, популярность писателя возрастает.
    Не всем оказалось под силу постигнуть подлинный смысл и оригинальность этого поистине новаторского произведения. Дело не только в том, что писатель опережал иных своих критиков, поражая их смелостью творческих решений, Ауэзов как художник находился порою в сложнейших отношениях со своим временем. Обстановка тоталитарного режима, господства официальной идеологии, диктата сверху порождала условия для огульной критики, необоснованных обвинений, усиливала групповую борьбу, которая подогревалась личными пристрастиями. В 40-50-е годы Ауэзов вновь и не раз подвергался ожесточенной критике за свои якобы националистические взгляды, за отступление от принципов метода социалистического реализма.
    Активно участвуя в литературной, культурной и общественной жизни, писатель и ученый неустанно боролся с ошибочными, однобокими взглядами, представлениями, подвергая их критике с высоких гражданских и научных позиций. Так было, например, в 1951-1952 годах, когда вокруг творческого наследия Абая, его поэтической школы, происходили острые дискуссии.
    Мухтаром Ауэзовым были написаны 3-я и 4-я книги. Вся четырехтомная эпопея была названа "Путь Абая".
    Традиция исторического социального романа стала после Ауэзова, начиная с 60-х годов, весьма сильной и плодотворной, образуя целое русло в литературном развитии. Но самые признанные романы не затмили эпопеи об Абае.
    После того, как эпопея "Путь Абая" была полностью опубликована на казахском и русском языках, появились переводы на многие иностранные языки. Роман стал одним из немногих произведений мировой литературы, главные герои которого вошли в сознание миллионов читателей.
    Художественный талант Мухтара Ауэзова был универсален. Он внес огромный вклад в развитие казахской драматургии и театрального искусства. Исключительной популярностью пользовались его лекции и выступления. Ауэзов заложил основы абаеведения - отрасли литературоведения, исследующей жизнь и творчество Абая. Творчество Мухтара Омархановича явилось ценнейшим вкладом не только в казахскую литературу, но и в сокровищницу мировой культуры. Ауэзов заслуженно признан одним из выдающихся мастеров художественного слова двадцатого века.

     http://imena.pushkinlibrary.kz/

    Категория: Наследие | Добавил: almaty-lit
    Просмотров: 4306 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]